Для оттеснения Фрадкова от принятия решений использовали весьма экзотический способ. Ему выделили такие дачу и «мигалку», которые заведомо не могли ему понравиться – то есть не подобающие премьер-министру по статусу. Расчет был на то, что, как закоренелый бюрократ, болезненно относящийся к таким вещам, Михаил Ефимович направит всю свою энергию именно на исправление этого неприятного недоразумения. Решением же главных задач текущего момента, скажем, формированием аппарата правительства, будут заниматься иные люди.

В минувшую пятницу на совместной коллегии Минэкономразвития и Минфина Владимир Путин показал, как нынче вырабатывается экономический курс страны. Представление налоговых новаций больше походило на хорошо отрежиссированный спектакль – рассчитанный далеко не только на тех, кто сидел в этом зале. Фактически впервые сторонняя публика могла увидеть в действии весь цвет обновленного правительства, понаблюдать, как распределены роли, кто является примой, а кто статистом.

Озвученные Алексеем Кудриным идеи были новостью разве что для прессы и некоторых специально приглашенных чиновников, к финансам и экономике отношения не имеющих. Государственных мужей собрали в здании Минфина совсем не для обсуждения радикальных предложений правительственных либералов: все уже было давно решено и согласовано с Кремлем. Поэтому, вероятно, некоторые, как например, Дмитрий Козак и Андрей Илларионов, предпочли в этом шоу вообще не участвовать.

Последние четыре года на подобных мероприятиях главным действующим лицом был Михаил Касьянов. А в минувшую пятницу мало того, что пришел президент, собралась еще и значительная часть правительства. Причем не только чиновники, чьи ведомства имеют хотя бы мало-мальское отношение к экономике, но и те, кто от данной проблематики далек. Например, министр иностранных дел Сергей Лавров или министр образования и науки Андрей Фурсенко.

Расселись по ранжиру: президиум заняли президент, премьер, министр финансов и министр экономики. Первый ряд заполнили министры. Следующие ряды – их замы, руководители федеральных служб и агентств, а за ними – прочие чиновники. Само мероприятие больше напоминало великосветскую тусовку. Многие государственные мужи, обмениваясь приветствиями, интересовались совсем не судьбами российской экономики, а судьбами друг друга: затеянная Кремлем реформа правительства заставила бюрократов сесть в другие кресла и сменить номера телефонов.

Всем присутствовавшим чиновникам (а вместе с ними и всей стране), президент преподал несколько уроков. Во-первых, глава государства, который в этот день был явно в ударе, показал, кто реально рулит процессом. У сидевшего рядом с Владимиром Путиным Михаила Фрадкова за все время была возможность сказать лишь пару реплик: поприветствовать президента в начале и заявить о готовности выполнять поставленные президентом задачи в конце первой части коллегии. Даже информационным освещением события руководили из Кремля: на коллегию были приглашены журналисты не правительственного пула, а кремлевского.

Кстати, в Белом доме поговаривают, что для оттеснения Фрадкова от принятия решений использовали среди прочих и весьма экзотический способ. Ему выделили такие дачу и «мигалку», которые заведомо не могли ему понравиться – то есть не самые престижные, не подобающие премьер-министру по статусу. Расчет был на то, что, как закоренелый бюрократ, болезненно относящийся к таким вещам, Михаил Ефимович направит всю свою энергию именно на исправление этого неприятного недоразумения. Решением же главных задач текущего момента, скажем, формированием аппарата правительства, будут заниматься иные люди.

Второй урок Путина для тех, кто хорошо усвоил первый: обсуждать или саботировать, тем более публично, поставленные главой государства задачи не рекомендуется. Герман Греф, например, позволил себе заявить, что экономический рост в 2004 году ожидается на уровне 5%. Путину, несколько месяцев назад поставившему задачу удвоения ВВП, этот заход не понравился. «Почему 5%, а не 7%?» – поинтересовался он у главы МЭРТа. А потом недвусмысленно пошутил: «Я сам так стараюсь делать, чтобы меньше спрашивали».

Тема личной ответственности чиновников стала третьим уроком, который преподал собравшимся в здании Минфина президент. Для наглядности он вызвал на трибуну Михаила Зурабова. «Что бы экономические министерства ни планировали, за негативные социальные последствия вы лично и ответите», – заметил Путин Зурабову. Тот вынужден был согласиться. А чтобы в зале никто не скучал, глава государства напомнил о персональной ответственности всех министров за свои дела.

Этой экзекуцией мучения главы нового социального ведомства не ограничились. Президент, вероятно, решил продемонстрировать и новые подходы к разрешению законотворческих противоречий между ведомствами. И Зурабов, ярый противник снижения единого социального налога, был вынужден публично рассказывать, как ему понравились предложения Минфина и МЭРТа, оборону от которых бывший глава Пенсионного фонда держал многие годы.

И, наконец, пятый урок. Новичкам и ветеранам правительства Путин показал, как на публике следует анонсировать решения (или намерения) по социальной проблематике. Глава государства поинтересовался у Грефа, к какому сроку он собирается снизить уровень бедности в стране до 10–12%. Глава МЭРТа до неприличия неуверенно произнес: «Желательно за четырехлетие…» На что президент разразился репликой: «Хороший начальник! Не желательно, а это нужно сделать». Ударив кулаком по столу, Путин добавил: «Так и скажите, за три года эта цифра будет достигнута».

Наталья Меликова

Независимая Газета

# 56 (3171) 22 марта 2004 г.

Независимая Газета

*