На Первом канале начался показ нового документального сериала «Русские» — 29 историй, рассказывающих о наших соотечественниках, живущих в разных уголках земного шара. Герои фильма — супермодель Наталья Водянова и боксер Костя Цзю, депутат немецкого бундестага Елена Хофман и звезда чилийского телевидения Ольга Мельник, моряки в Танзании и даже австралийские аборигены, фамилия которых — Ильины.

Ведущая цикла — Светлана Сорокина, имя которой сегодня на слуху, но не только в связи с проектом «Русские». На том же Первом канале планируется новая авторская передача Сорокиной. Кроме того, большая шумиха возникла вокруг программы радиостанции «Эха Москвы» «В круге Света», телевизионная версия которой появилась на канале «Домашний», и где соведущим Светланы Сорокиной выступил главный редактор «Эха» Алексей Венедиктов. Несколько дней назад появились сообщения о том, что программу закрыли. Что же произошло на самом деле? Корреспондент «РГ» расспросила обо всем популярную телеведущую.

Российская газета: Светлана, первый вопрос о телепроекте «Русские». Зрители уже видели ваши документальные фильмы. Мне, например, запомнился «Чисто российское убийство» из цикла «Новейшая история», посвященный Галине Старовойтовой. А что вы скажете о новой работе?

Светлана Сорокина: Почему вы только про Старовойтову вспомнили? У меня вообще-то фильмов с десяток. Что касается «Русских», в данном случае мне сложно отвечать за все. Дело в том, что к ним я присоединилась на самом последнем этапе. Вся работа длилась около двух лет, и делала ее Валерия Широкова. Она и автор, и редактор. А я — именно ведущая. И, к сожалению, все многочисленные страны, где исследованы жизни героев наших фильмов, мною не изъезжены. Моя работа заключалась в том, что я писала «обвязки», редактировала основные тексты и записывала так называемые «стенд апы», но по хитрой технологии уже здесь в Москве, делая вид, что я в этих странах побывала.

РГ: В фильме 29 серий, по числу историй?

Сорокина: Десять серий, в каждой — по три пятнадцатиминутные истории, а в одной серии — две.

РГ: Почему вы согласились работать в этом проекте? Чем он вас привлек?

Сорокина: Во-первых, я была сугубо без работы. Второе — мне приятно сотрудничать с Лерой Широковой и Мишей Гриневым. А также с Александром Левиным — продюсером. Поэтому у меня не было никаких психологических ломок и сомнений: а стоит ли связываться с этой компанией? Связываться стоило. Это хорошая работа, сделанная профессионалами, моими давними коллегами, с которыми мы знаем друг друга лет по 10, а с Лерой и того больше. Поэтому в качестве можно было быть уверенной. И я за этот проект взялась радостно, именно потому, что совпало все. Мне была нужна работа, а им — я, как ведущая.

РГ: А по поводу идеи?

Сорокина: Идея рождалась без меня. Параллельно были придуманы темы для двух 10-серийных сериалов. Первый — только что прошедший сериал «Династии». А второй — «Русские». Один проект вел Михаил Гринев, а Валерия Широкова взяла «Русских». Да, эти идеи лежат на поверхности, но требовалось собраться, хорошенько потрудиться, проделать громадную исследовательскую и собирательскую работу. И в этом смысле, мне кажется, «Русские» даже сложнее. Потому что в «Династиях» сюжетные линии выстроила сама история, и понятно, кого искать для рассказа о них, а по «Русским» материал собирался сложно, случайно. Рассказы о судьбах хотелось сделать непохожими один на другой, так, чтобы они касались самых разных людей в различных странах. И это было достаточно трудно.

РГ: Вы говорите «самых разных людей», а я по анонсам посмотрела, что сериал «Русские» рассказывает в основном об успешных людях и судьбах. О Наталье Водяновой, о Косте Цзю… Это специально так сделано?

Сорокина: Мне кажется, что вообще нет абсолютно счастливых и успешных людей. У каждого есть какой-то свой скелет в шкафу. И у всех свои трудности и сложности. И здесь любая, даже очень счастливая история будет с какой-нибудь проблемой. Не обязательно адаптационной, а, может быть, просто человеческой. Думаю, что у авторов не было задачи проводить в этом фильме какую-то трагедийность. Это, в принципе, довольно спокойное повествование о людях, которые так или иначе смогли адаптироваться к различным обстоятельствам.

В фильме, например, есть рассказ об очень старой женщине, которая относится к самой первой волне эмиграции. Она уехала совсем ребенком вместе с родителями, которые покидали Россию после революции. И она весь свой век прожила на чужом берегу. И ее семья, и она сама долгие годы надеялись на возвращение и дышали этой надеждой, но этого так и не случилось. И вот она — старый человек, который мечтает в свои 90 лет все-таки прикоснуться к Родине. Насколько это возможно — даже трудно себе представить. Или, скажем, история потомка Красновых, который сейчас сидит в чилийской тюрьме за соучастие в деяниях Пиночета. Старшее поколение Красновых насмерть билось с советской властью. Мигель Краснов на генетическом уровне впитал ненависть к коммунистам и, видимо, именно поэтому присоединился к Пиночету. Разве можно назвать это счастливой судьбой?

Есть, конечно, и другие, вполне благополучные судьбы, хотя одному Богу известно, как трудно далось этим людям сегодняшнее благополучие. Например, жизнь Людмилы Словохотовой-Мокаселе, которая работает прокурором в Мозамбике. Или судьба Вадима Данилова — бывшего петербургского милиционера, который служит полицейским офицером в Чикаго.

РГ: Светлана, зрители долго не видели вас на экране. А сейчас в центре внимания сразу три проекта. В частности, скандал с программой «В круге Света» на канале «Домашний»…

Сорокина: С «Домашним» мое сотрудничество завершено. В течение долгого времени Александр Ефимович Роднянский (генеральный директор холдинга «СТС — медиа», куда входит телеканал «Домашний». — Прим. С.А.) предлагал мне работу на этом телеканале. А я отказывалась, поскольку не представляла себя в роли ведущей на канале домашних ценностей. Но Роднянский был весьма убедителен и утверждал, что домашние человеческие ценности — очень широкое понятие и включает в себя не только вышивание крестиком и стряпню на кухне. Сегодня людям, даже не втянутым в политику, интересно и полезно знать многое. Последним решающим аргументом было предложение работать вместе с главным редактором «Эха Москвы» Алексеем Венедиктовым и делать параллельный прямой эфир (!) на радио и телевидении. Темы — самые разные, хоть и не острополитические. Приглашение гостей на наше усмотрение. Но случилось то, чего и следовало ожидать. После четырех эфиров последовало заявление о том, что мы «не соответствуем уровню амбиций телеканала «Домашний». И даже если предположить, что закрытие программы было вынужденным для Роднянского решением, в выборе формулировок он мог бы быть и поаккуратнее, ведь получается, что не только мы с Алексеем, но и министр образования, и известные писатели, адвокаты, учителя, которых мы успели пригласить в программы, не соответствуют уровню его канала.

РГ: Что касается Первого канала — программы, которая называется «Будьте добры» — она скоро появится в эфире?

Сорокина: Не знаю еще. Работать работаем.

РГ: А по поводу фильмов: кроме «Русских», есть у вас еще какие-то проекты?

Сорокина: По фильмам пока никаких. Потому что пока я пытаюсь собрать программу «Будьте добры». Никакого отношения к здоровью, как пишут некоторые газеты, она не имеет, разве что к психическому и моральному. Все заложено именно в названии. Просто это очень здорово, когда люди добры друг к другу…

Сусанна Альперина

Дата публикации 21 сентября 2006 г.

"Российская газета"

***