Во вторник в Москве прошел очередной съезд СПС, решивший, как правые будут жить следующие 10 лет и с кем. Теперь осталось только убедить в преимуществах этой схемы избирателей.

«Планы должны быть амбициозными, но не безответственными», — с этими словами лидер партии Никита Белых приступил к оглашению доклада. График называется громко — «Возвращение во власть»: в 2007 году — фракция в Госдуме, 2011 год — крупная фракция в Госдуме, 2012 год — «Голоса демократов становятся решающими на выборах президента», 2015-й — ведущая фракция в Госдуме, 2016-й — победа на президентских выборах. Все это должно помочь СПС, как выразился Никита Белых, «стать партией будущего».

Съезд был запланирован для обсуждения фактически только одного вопроса — новой программы партии под названием «Горизонт 2007 — 2017. Вернуть России будущее». Однако для 136 делегатов из 76 регионов ключевыми вопросами стали совсем другие: объединение или размежевание с демократическими союзниками, подготовка к предвыборной кампании, отношение к «Единой России» и участие или неучастие в президентской кампании-2008. Любопытно, что как только речь заходила о партии «Яблоко», то ораторы неизменно критиковали проект объединения — под бурные аплодисменты зала (что фактически означает конец каких-либо переговоров). Когда же речь заходила о партии «Единая Россия», которой даже посвящен отдельный блок в проекте программы, то по жесткой критике становилось ясно, что СПС фактически уже начал предвыборную кампанию.

«У меня около двух недель назад родилась двойня, и необходимость среднесрочного планирования я чувствую как никогда», — под одобрительный шумок в зале Белых рассказывал, что какие-либо переговоры об объединении будут продолжаться до ноября. Через 2 месяца СПС проведет еще один съезд, где, вероятно, и обновит состав руководства в партии. Пока же о готовности сотрудничать своим присутствием на съезде правых как бы заявляли зампред партии «Яблоко» Сергей Иваненко, руководители Республиканской партии Владимиры Лысенко и Рыжков, а также глава Партии развития и предпринимательства Иван Грачев. Возможно, что к ноябрю СПС заменит и название, однако вчера от этого решительного шага, как, впрочем, и от намерения внести кардинальные поправки в Устав, предпочли отказаться. Вообще, организационные вопросы свелись к обсуждению создания единого регионального отделения в Пермском крае, и выдвинули список, который примет участие в голосовании на выборах в краевой парламент в декабре. Белых как истинный коренной пермяк список возглавил лично.

Текст проекта программы (ее тоже окончательно утвердят на ноябрьском съезде) более подробно прокомментировал зампред СПС Леонид Гозман. «Мы по духу партия, настроенная на компромисс, на соглашение, — признавался Гозман, — но сейчас мы вынуждены быть в оппозиции, я надеюсь, что это решение осознанное, окончательное и оно сплотит партию». Гозман также пояснил, что СПС не является классовой партией, а намерена быть партией идеологической (трудно было не усмотреть в этой заявке намерения расширить электоральную базу правых). Большое значение в тексте программы уделено также проблеме свободы. Это было использовано в 18-страничном тексте во всех возможных падежах и вариантах. Однако главный пункт — оценку реформ 90-х годов, — как уже и писала «РГ», оставили без принципиальных изменений, что вряд ли понравится «яблочникам».

После официальных речей слово дали гостям, которые буквально после первых трех-четырех предложений почему-то начинали сбиваться с местоимения «вы» на «мы», с «ваши» на «наши». Аудитория этого как бы не замечала, провожая каждого из дружественных ораторов аплодисментами, даже если не каждый из выступавших говорил комплименты. Правда, Владимир Рыжков предпочел говорить только хорошее, например, что ему очень понравилась программа, что поддерживает оппозиционный курс СПС, что оценивает успешную регистрацию партии ФРС как «успех всех демократических сил». Рыжков не удержался от непременного атрибута съезда, выдав подробный доклад о состоянии в стране и в мире. Например, его беспокоит, что «власть проводит глубоко ошибочную миграционную и демографическую политику», «практически нет армейской реформы», а по исследованиям и ситуации в МВД «каждый второй милиционер имеет свой бизнес, а каждый третий занимается им в рабочее время». Рыжков выразил уверенность, что социальная база партии расширится, если переговоры по объединению успешно завершатся. Правда, он раскритиковал Гозмана за то забвение выборов 2008 года, которое заметно в программе.

Следом на трибуну вышел Сергей Иваненко (несмотря на посланное ему приглашение, Григория Явлинского не было, хоть и по уважительной причине — улетел в Лондон). Он сказал о том, что СПС и «Яблоко» сейчас остались всего двумя реальными демократическими партиями. «Мы должны принять на вооружение ответственность за страну, выборы уже начались, уже стартовали, и во многом будут зависеть от нас». Никто не спросил Иваненко о ходе переговоров, но он без всяких вопросов решительно заявил залу: «Это ложь, что у «Яблока» есть какие-то особые амбиции, мы хотим, чтобы была свобода и демократия, и ради этого готовы работать с союзниками».

Появившийся следом на трибуне Иван Грачев был гораздо менее корректен, начав с того, что готов проголосовать за новую программу, даже не читая ее: «Уровень наших разногласий с властью таков, что наши внутренние разногласия незначительны». Гостеприимная атмосфера съезда не помешала Грачеву тут же высказать и условия объединения — только на условиях равноправия, и тогда «мы договоримся с Никитой Юрьевичем в течение недели». Это поведение показалось не слишком красивым и выступавшей следом Валерии Новодворской, которая с пылом истинной демократической вольтерии заявила: «Демсоюз» не просит никакого равноправия, мы вам всегда и так поможем». Она призвала не вычеркивать ни в коем случае из названия слово «правые». Зато она чрезвычайно оптимистически оценивает успех на будущих выборах в 2007-м — 13 процентов электората: «Эти 13 процентов вы можете взять, не обидев даже «Яблоко», которое может почерпнуть из другого сегмента 30 процентов скептиков, до сих пор уверенных в том, что в августе сражалось между собой начальство. Теплые отношения не помешали Новодворской тут же предложить несколько поправок в проект программы, и в особенности она настаивала на необходимости определиться по отношению к президенту — «лишний раз сказать, кто такой Путин».

Фактически каждый выступающий дописывал проект программы, лишний раз доказывая преимущества отложенных решений. Может быть, потому что вторая серия съезда ожидается совсем скоро, отцы-основатели партии Егор Гайдар и Анатолий Чубайс на съезд не приехали, а ход заседаний и разговоры в кулуарах показывали, что этого, возможно, и не нужно. Руководство СПС полностью убедило свой актив принять график своих будущих побед.

Анна Закатнова

Дата публикации 20 сентября 2006 г.

"Российская газета"

***