Всплеск интереса к имени Шекспира вызван тем, что сейчас в Европе отмечают 400-летие первого официального издания трагедии «Гамлет». Впрочем, эта дата возродила старые споры: а был ли на самом деле такой драматург Шекспир или под этим псевдонимом скрывался гениальный литературный мистификатор?

«Трагическая история Гамлета, принца Дании Уильяма Шекспира, как она несколько раз была поставлена слугами его высочества в Лондоне, а также университетов Кембриджа, Оксфорда и в других местах» — то самое первое издание «ин-кварто» (в четвертую долю листа — прим. ред.). На самом деле типичная «пиратская копия», изданная наспех.

Пьесы, в ту пору слывшие низким жанром, не издавались. Это был конвейер, отдаленно напоминающий сегодняшнюю индустрию мюзикла. Актеры заучивали роль наизусть, клочки бумаги с текстом терялись, со временем пьеса сходила с подмостков и исчезала навсегда. Но автору «Гамлету» и его читателям повезло.

Крепость Кромборг находится в самом узком месте пролива Аризунд. В пьесе своей Шекспир допустил неточность, Кромборг назвав Эльсинором. Однако, тех, кто хоть раз видел фильм Козинцева, такой пустяк не остановит. «В старом фильме «Гамлет» принц Датский встречается с отцом во время шторма. Я все время представляла, когда здесь начнутся сумерки, начнется шторм, я тоже увижу это привидение», — говорит российская туристка Ирина Горбачевская.

Одно из характерных заблуждений, связанных с Кромборгом, — это свинцовая хмурь, завещанная нам Григорием Козинцевым. На самом деле остров Зеландия открыт всем ветрам. И бездомная синева над ним – сущий кошмар телевизионщиков, желающих непременно тревожного неба и рваных облаков. Съемочной группе «Вестей» в этом смысле выпала творческая удача.

Этот раз и навсегда пойманный образ, с его суровой героикой, толкал поклонников таланта Шекспира на всевозможные безумства. Установку диковатого вида памятника Гамлету и Офелии. Или могила Гамлета, детище неоромантиков, устроивших в Хельсингборг настоящее паломничество в начале прошлого века.

У этого 400-летнего юбилея есть и другая сторона. Первое «ин-кварто» и изданное вслед за ним великое «ин-фолио» (в восьмую часть листа — прим. ред.) породили одну из самых невероятных легенд — будто бы Уильям Шекспир величайшая мистификация в истории мировой литературы. Маска, за которой скрылся неизвестный человечеству гений. В разные годы на эту роль выдвигали видного философа Фрэнсиса Бэкона, графа Ретланда с супругой, и наконец, саму королеву Елизавету I. «Это некий интеллектуальный снобизм, — считает историк Ольга Дмитриева. — Это знаете, то, что свойственно всем нам. Мы не очень готовы мириться с гениями рядом с нами. Тем более, если эти гении – люди простые, незамысловатые».

В своем завещании Шекспир не указал литературных трудов, скрупулезно перечислив кухонную утварь. Создатель благородных образов, в быту оказался человеком практичным, не гнушавшимся давать деньги в рост. Но разве деловые качества – достаточное основание для обвинения в духовной бедности?

Те, кто не могут простить автору «Гамлета» его банальной, как им видится, биографии, редко задаются вопросом: отчего 30-летний провинциал, выгодно женатый обыватель, почтенный отец большого семейства, оставляет привычный мир, буржуазный комфорт меняет на неустроенность? Он отправляется в столицу, чтобы стать комедиантом, присоединиться к изгоям, вынужденным заниматься своим ремеслом, где придется. Первый публичный театр в Лондоне появится позже. Войдя в богемные аристократические круги, добившись признания, на гребне успеха он вдруг порывает с театральной жизнью и возвращается в полусонный Страдфорд. Мы не знаем ответа на вопрос: отчего он не оставляет после себя рукописей и никогда не публикует своих пьес? Но разве это повод проигнорировать весьма примечательную дату. «Гамлету» как-никак – 400.

"Вести.Ru"

*