Колорит этот прежде всего заключается в желании промоутеров набить свои карманы, обделив при этом права потребителя. Слухи, дрязги, переносы концерта с места на место, полная непонятка с билетами весьма ясно говорили о том, что перекупщикам и спекулянтам создаются все условия для плодотворного труда.

Но в результате всех подковерных интриг в дураках остались все. Тех, кто готов был купить билет, остановила мрачная перспектива толкотни в очередях (торговля почему-то происходила не по всей Москве, а лишь в нескольких точках), перекупщики так и не сумели перепродать все, что скупили, а главное — мировое шоу сезона в итоге прошло на полупустом стадионе. Одно хорошо. Не было гуманитарной катастрофы в виде очередей и давок на входе. Но это, видимо, из-за небольшого количества зрителей.

Кто такая

Мария Луиза Чикконе весьма комфортно обосновалась в клубе главных гастролеров планеты. Кроме нее членством в этом VIP-заведении могут похвастаться лишь Rolling Stones и U2. Раньше каждый из этой почтенной троицы старательно окучивал свой участок музыкального ландшафта. “Роллинги” пропагандировали безудержный демонический рок-н-ролл, Боно и Ко катали по миру эмоциональный митинг протеста против любой несправедливости, а Мадонна занималась скандалами и непристойностями. Но с возрастом статус главной скандалистки г-же Чикконе стал явно тесен, и поп-дива отхватила небольшой кусок пирога у U2, призывая со сцены осудить бесчеловечных политиков, помочь детям Африки и вообще исцелить мир. Некоторые называют это дежурным гуманизмом в исполнении скучающей миллионерши, и, возможно, в чем-то они правы. Однако миссионерство поп-грешницы принесло в копилку артистки несколько очков и явно открыло новые горизонты.

А музыкальные горизонты Мадонны поистине бескрайни. Несмотря на несерьезный вид, поп-диву смело можно назвать музыкальным продюсером со сверхъестественным чутьем. Еще до того, как Massive Attack были признаны первооткрывателями и гуру трип-хопа, Мадонна оценила их дебютную пластинку и сразу вцепилась в музыкального продюсера Massive Attack Нелли Хупера, который наваял артистке сверхнавороченный по меркам начала 90-х альбом “Erotica”. Во времена, когда от Prodigy все шарахались, как от опасных сумасшедших, Мадонна предложила им контракт на продвижение их записей в Америке и тоже не прогадала. Уильям Орбит и Мирвэ Ахмадзи всегда считались непредсказуемыми эксцентриками, но именно им Мадонна доверила записывать несколько своих альбомов, которые в итоге имели большой резонанс. Иными словами, общественное мнение, мейнстрим и прочие предрассудки Мадонну никогда не беспокоили. В том числе и при постановке “Confessions Tour”.

Как это выглядело

Так, как и должно выглядеть шоу, которое уже заработало больше 50 миллионов долларов, то есть богато и размашисто. Однако эта роскошь совсем не похожа на то, что практикуют в наших условиях. Каждый доллар был потрачен не ради пафоса, а ради результата. Сцена казалась не просто сценой, а гигантским конструктором, который мог быть и цирковой ареной, и роллердромом, и танцплощадкой. Экраны были не просто светящимися пятнами, а мощным мультимедийным инструментом, объединившим арт-полотна, социальные плакаты и дивной красоты пейзажи. И, наконец, сама артистка за два часа примерила на себя все образы, актуальные за последние лет двадцать: от диско-дивы до садо-мазо-примадонны, от рок-фурии до жертвы гламура. В шоу можно отметить три поистине хитовых момента. Первый — остросоциальный. Перфоманс на кресте под жутковатый видеоряд, собранный из выпусков новостей. Второй — рок-угарный. “I Love New York” и “Ray Of Light” превратились в настоящий хэви-метал, в котором Мадонна сыграла не самую последнюю гитарную партию. Третий — танцевальный. Концовка действа была посвящена 70-м вообще и ABBA в частности. На Мадонне красовалась роскошная белая накидка с надписью “Dancing Queen” снаружи и множеством сверкающих лампочек внутри. Похожая — разве что менее энергозатратная — была в свое время у Аллы Борисовны. Наша примадонна размахивала “крыльями” и пела “Все могут короли”. Правда, брала за это гораздо дешевле.

Плюсы

Если отбросить все технические навороты и обратиться к человеческому фактору, то главным плюсом можно назвать саму перформершу. Немолодая женщина весьма скромного роста выглядела ничуть не менее величественно, чем статуя Свободы, и в первые же несколько минут подчинила себе огромную, одуревшую от долгого ожидания толпу. Наверное, подобное умение увлечь людей своей персоной и стоит тех самых гонорарных миллионов.

Минусы

Горе тем, кто шел слушать Мадонну-певицу. Она никогда не была супервокалисткой, а если сюда добавить неистребимое желание спеть живьем минимум половину концерта (отличный показатель для танцевального шоу), то на выходе будет кудахтанье. Добавьте к этому специфическую после установки купола акустику “Лужников”, и вы поймете, что посещение концертов Мадонны — это все-таки разовая акция.

Фраза вечеринки

Диалог милиционера и его начальника по рации на втором часу ожидания выхода артистки.

— Тут народ спрашивает, когда все начнется.

— Когда запоет, тогда и начнется.

В нашей традиционной рубрике “Эксперт” мы решили сегодня спросить у наших поп-звезд — коллег Мадонны по профессии — об их авторитетном впечатлении от увиденного. Все-таки не только для зрителей, но и для них эта “встреча с прекрасным” стала неординарным событием.

Дима БИЛАН: “ОНА ВСЕ У МЕНЯ ВЫСОСАЛА”

— Дим, как тебе шоу? Не только роялем с балериной можно удивлять, правда?

— Ну, мой рояль на “Евровидении”, между прочим, был не менее креативной фишкой, чем иные из трюков Мадонны на концерте. Еще мне показалось, что она собезьянничала с этим гражданским пафосом, заботой о детях, протестом против бедности в Африке и пр. То есть скопировала просто U-2 и других рок-авторитетов, которые давно и, как мне кажется, более искренне и серьезно занимаются этим в своем творчестве и общественной деятельности. А она просто решила запрыгнуть на подножку давно едущего без нее поезда. Это, наверное, Гай Ричи ей навнушал.

— Какой ты злобный тролль, однако… И с половины концерта ушел. Неужели было неинтересно?

— Очень было интересно, но я не мог больше там находиться. Помимо прочего, она оказалась чудовищной энергетической вампиршей. Вот у людей есть или позитивная, или отрицательная энергетика. Я смотрел на нее и просто кожей чувствовал, как она не дает, а, наоборот, высасывает энергию из зала. Я физически не мог там больше находиться. Приехал домой и свалился замертво. А сегодня весь день голова раскалывается. Думаю, она захватила с собой из Москвы и часть моей энергии.

— Лечись тогда!

Борис МОИСЕЕВ: “ПЛЮГАВАЯ, НО УДАЛАЯ”

— Боря, вы ведь с Мадонной практически занимаетесь одним и тем же — раскрепощаете пипл, не так ли?

— Она меня покорила! Прежде всего тем, что она — правильный и в высшей степени профессиональный индустриальный поп-продукт. Это, знаешь, не жвачка из Польши, это — красивая, вкусная и настоящая жвачка из страны Америки. Не контрафакт, а оригинальный продукт. Красиво и правильно раскручен, закручен, одет и раздут. Мы-то думали, что она сейчас начнет там скакать, махать, трусы и жопу показывать. А она вела себя очень достойно и даже скромно. Возьми этот номер с крестом, из-за которого столько копий сломали и слюны извели. И что? Ничего! Супер! За мир, за свободу, за секс, за справедливость. Против бедности, лжи, унижений, болезней, нищеты, убийств, насилия. За достойную жизнь наших детей — черных, белых, желтых, зеленых, голубых… Не важно каких! Идеологически все правильно — не она распяла себя на кресте, а человечество, погрязшее в грехах и уничтожающее собственное будущее. А она страдает! Вот ее послание. В чем богохульство-то? Ну, крест… Ну, подняли ее на нем. А в “Хованщине” нет крестов? А в других спектаклях, а в кино нет крестов? Надо оценивать не форму, а содержание — зачем крест, почему? Церковные люди, которые сжигали портреты Мадонны, должны бы, как мне кажется, наоборот, сказать ей большое спасибо за воспитательную работу, за добро и веру, которые она пропагандирует гораздо эффективнее, чем псевдоправедные истерики… А нам, безусловно, страшно повезло, что мы ее увидели живьем и в шикарной форме, как творческой, так и физической. Бабе 48 лет! А такая ягодка, с такими ногами, с такими формами. Нашим, конечно, учиться и учиться.

— Ну, с ее-то деньгами…

— Деньги не только у нее есть. Надо уметь этими деньгами правильно распоряжаться. И она показала, как их правильно вкладывать и в свое тело, и в свое творчество. Это был урок всему нашему шоу-бизнесу.

— Боря, ну неужели так все хорошо и ты не заметил своим профессиональным оком ни одного изъяна?

— Была, конечно, небольшая просадка в концерте, где она изображала рокершу с гитарой. Тяжеловатая все-таки музыка, публика начала скучать. Но я понимаю, почему она это сделала, — ей надо было показать, что для нее нет творческих или стилистических рамок, что она универсальна и органична во всем, к чему решит прикоснуться своими мадоннистыми ручками и ножками.

— Для себя лично как артиста ты что-нибудь полезное нашел в этом шоу?

— Прежде всего — хореографию и костюмы. У нее есть фишки в костюмах, благодаря которым она как бы вытягивает свою фигуру. Она же росточком не удалась, но у нее настолько правильно сделаны костюмы, подчеркнуты длинноты ног, рук, шеи, что плюгавого росточка и не видно. Вот этот фокус мне понравился. И, конечно, эта акробатическая хореография, которую она внедрила, просто бесподобна. Это было на грани законов физики и человеческих способностей. Это уже — новая эпоха эстрадного танца!

Николай БАСКОВ: “ГЛУБЖЕ И МНОГОСЛОЙНЕЕ”

— Коля, как тебе зажигалось на Мадонне?

— Знаешь, у меня была одна мечта — доехать поскорее домой, поставить тазик с горячей водой и греть ноги. А концерт мне запомнился моим большим успехом в VIP-ложе. Если бы она не настолько долго задержала концерт, я бы тогда хотя бы дал меньше автографов. Народ кричал: “Шарманку” давай!” — а я им отвечал: “Не могу, ребята, это не моя касса”.

— Замерз, в общем?

— У меня в субботу концерт с Монтсеррат Кабалье в Барселоне. Представляешь, если голос пропадет из-за Мадонны! Вот и грел всю ночь ноги в тазике…

— А как тебе номер с крестом? Оправданны ли были горячие споры?

— Мне это понравилось. Потому что правильно было объяснено — на экранах шли титры об умирающих от СПИДа детях, о нищете, несправедливости современного мира, о страданиях, о болезнях. Мне понравилось, что это все сделано, продумано до мельчайших подробностей. Я не увидел в этой постановке никакого богохульства. Многие полагали увидеть Мадонну, которую знают лишь по хитам, а она оказалась в своем шоу гораздо глубже и многослойнее.

Филипп КИРКОРОВ: “МАДОННА, КАК ПРИМАДОННА”

Солнцеликий Филипп на Мадонне в “Лужниках” не был, поелику его самого рвут на части так, что он еле успевает с гастроли на гастроль. Нынешним летом случился прямо-таки киркоровский ренессанс в регионах. Однако Мадонну он не раз видел за границей и, разумеется, твердо держал руку на пульсе всех московских событий. Он объяснил, почему Мадонна нигде, кроме концерта, так и не появилась:

— Как же она мне напоминает Аллу! — восклицал Фил в телефонную трубу из Крыма. — Алла тоже приезжает куда-нибудь и запирается у себя в номере, никуда не ходит, нигде не светится. Только на концерт и с концерта. А в городе — паника, смятение, ажиотаж. Все в напряжении. Что делает? Куда пойдет? Каждое шуршание за дверью ловят. Да, это общая участь великих женщин и актрис. У них даже энергетика очень схожая. Хотя к творчеству Мадонны я отношусь значительно спокойнее, здесь для меня выше Аллы нет никого.

Московский комсомолец

***