31 августа 1880 года вся Самара говорила об открытии Александровского железнодорожного моста через Волгу. Построенный по проекту инженера путей сообщения Николая Аполлоновича Белелюбского, этот мост поражал воображение современников. Его длина составляла 1436 м, и он долгое время считался самым большим в Европе. Ведущие иностранные технические журналы дали его подробное описание уже в 1880 году. Писатель и путешественник Е.Л.Марков писал, что мост «составляет славу русского строительного искусства, и сама Европа признает это. В целом мире сыщется мало сооружений, которые могли бы стать наряду с ним по своей грандиозности».

Работы по строительству моста были начаты в июле 1875 года под руководством полковника А.Е.Струве, но в ноябре он отказался от них, так как одновременно строил мост на Неве. Все остальное время строительством руководил инженер Михайловский. Непосредственным производителем работ с самого начала и до их завершения (с июля 1875 по август 1880 года) был инженер В.М.Березин.

      Суровый нрав зимне-весенней Волги заставил проектировщика моста инженера профессора Н.А.Белелюбского дважды переделывать проект, поэтому и строительство первые два года шло вяло. Первый кессон (сооружение для работы в воде, своего рода камера, в которой нет воды) был опущен в Волгу 11 августа 1877 года, а уже 30 августа 1880 года в весьма торжественной обстановке мост был открыт.

Вес железной части моста составил 425 тысяч пудов, а постройка его обошлась в 4 773 487 рублей 32 копейки металлическими деньгами или 7 022 698 рублей 20 копеек кредитными билетами.

На церемонии пуска министр путей сообщения Российской империи, генерал-адъютант Посьет объявил о наименовании моста Александровским, и о «выбитии в память сего события (открытия моста) особой медали». Он перерезал широкую голубую ленту со сделанной на ней золотом надписью «Александровский мост через р. Волгу». Освятил мост епископ Серафим. При сем присутствовали самарский губернатор Свербеев и многие другие именитые особы.

      На обеде, посвященном этому событию, П.В. Алабин назвал мост «исходной точкой того железного пути, которому суждено соединить сеть русских железных дорог с Индией и Китаем, и тем к ореолу, окружающему чело императора Александра II Освободителя народов да присоединится новый луч непомеркающей славы». Посьет провозгласил тост за императора, а второй – за здоровье рабочих, сотворивших чудо-мост.

     

*