В субботу рабочий график президента России, находящегося сейчас в Сочи, пополнился встречей с главой РАО «ЕЭС России» Анатолием Чубайсом. Владимира Путина интересовало, как решаются проблемы в отрасли и почему РАО просит бюджетных денег, хотя идеология реформы предполагала рост частных инвестиций. Президент дважды в этом году лично проводил серьезные совещания по проблемам энергетики.

В феврале он, как сообщила пресс-служба, «поставил перед правительством задачу в ближайшее время решить вопросы, связанные с привлечением отечественных и зарубежных частных инвестиций в российскую электроэнергетику». 2 июня в Ново-Огареве такая программа уже обсуждалась. Тогда же президент поставил вопрос о необходимости принять меры для бездефицитного снабжения Москвы, Санкт-Петербурга и регионов Западной Сибири и подчеркнул, что газовики должны «безусловно обеспечивать» электроэнергетику.

Глава РАО начал с отчета о выполнении президентского поручения: программа мер по привлечению инвестиций в отрасль разработана и утверждена правительством и советом директоров монополии. «Сам по себе этот документ для нас, с одной стороны, непростой для реализации, с другой стороны, по масштабу и по значимости для энергетики, да и не только для энергетики, он совершенно беспрецедентный. Размер программы — 2,1 трлн руб. Программа пятилетняя, на 2006—2010 годы. Она сбалансирована с точки зрения генерации, топливного баланса и регионального спроса, сориентирована на прогноз спроса, по крайней мере как мы его понимаем», — сообщил г-н Чубайс.

Зная, что заявленная цифра производит, как правило, шокирующий эффект на слушателей, он поспешил добавить: «Самое главное — она просчитана по источникам финансирования». Одним из источников, как известно, является госбюджет. «Этот расчет и проработку мы завершили несколько дней назад, когда правительство одобрило проект бюджета на 2007 год. В том числе в нем есть часть, которая касается нас», — сказал глава РАО.

Президента удивило, что компания, которая находится в состоянии реформы уже пять лет, все рассчитывает на госфинансирование. «Несколько лет назад, когда вы формулировали саму идеологию преобразований в сфере электроэнергетики, вы говорили, что без этих реформ развивать электроэнергетику будет невозможно, нужно привлекать частные инвестиции — и иностранные, и российские. Насколько я понимаю, сегодня компания рассчитывает на получение государственного финансирования, что вызывает некоторые вопросы. Есть некоторые противоречия между тем, что было вначале и на сегодняшний день?» — спросил Владимир Путин.

Анатолий Чубайс ответил, что противоречий никаких нет — «ни по сути, ни по объему». И даже сослался на то, что президент и сам об этом осведомлен. «Концепция реформирования — как вы прекрасно знаете, как раз у вас ее обсуждали, и вы ее поддержали, — ее базовый принцип состоит в том, что генерация — это конкурентный сектор, который должен проходить в рыночном регулировании, в него нужно привлекать частные инвестиционные ресурсы, — сказал глава РАО. — А распределительные, и прежде всего магистральные сети, должны остаться под контролем государства. В законе даже написано, что доля государства должна быть увеличена до 75%. Хотя про проценты можно спорить, но никто не спорит, все с этим согласны. Собственно говоря, в этой логике мы вышли на всю инвестиционную концепцию, она вся — продолжение концепции реформы, что значит: тепловая генерация идет за частными деньгами, а магистральные сети должны получить бюджетную поддержку».

Но и эта логика не до конца удовлетворила президента. «А куда же будут направлены деньги, вырученные от приватизации тепловой генерации? Может, в этом и будет смысл: выручить деньги от приватизации и направить эти средства на развитие сети, в том числе и магистральной?» — спросил он.

Однако выяснилось, что государственные инвестиции в этом случае станут чем-то вроде предпродажной подготовки. «Прежде всего нужно направить средства на саму генерацию, ее же тоже нужно развивать, хотя и на сети тоже, — пояснил г-н Чубайс. — Если из 715 млрд руб. (предусмотренных программой инвестиций. — Ред.) будущего года итоговое решение по бюджету составляет 41,5 млрд руб., практически все остальное — это внебюджетные средства. Соотношение один к пятнадцати, даже к двадцати. В этом смысле львиная часть ложится не на государство, не на бюджет, и мы не ставили такой вопрос перед бюджетом. В той части, которая решена, на мой взгляд, это разумный компромисс, без обременения бюджета чем-то непосильным».

Примечательно, что накануне встречи президента с г-ном Чубайсом был опубликован доклад аудитора Счетной палаты Михаила Бесхмельницына «О результатах проверки эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятий электроэнергетики, находящихся в стадии реформирования, за период с 2003 по 2005 год, промежуточных итогов процесса реформирования и их влияния на развитие энергетической отрасли страны». Г-н Бесхмельницын пришел к выводу, что цели энергореформы, заявленные в многострадальном постановлении правительства №526 от 11 июля 2001 года, не только не выполнены, но и в самой реформе сильно сместились акценты.

«Сроки проведения реформы, определенные постановлением, не выдерживаются, нарушаются основные принципы проведения реформы», — пишет аудитор. Сформированная в 2002 году правительственная комиссия по реформе не смогла взять под контроль процесс преобразований («что привело к монопольному и бесконтрольному управлению данным процессом со стороны руководства РАО «ЕЭС России», уточняет аудитор) и в 2004 году была расформирована. «В процессе реформирования отрасли не соблюдаются принципы поэтапности и последовательности его осуществления, что не дает возможности оценить правильность и обоснованность принимаемых решений, а также их дальнейшие последствия для экономики страны, это не позволяет отрабатывать вновь создаваемые модели и своевременно вносить в них необходимые корректировки», — пишет г-н Бесхмельницын. Аудитор обращает внимание, что «к настоящему моменту не завершены мероприятия, предусмотренные первым этапом реформирования отрасли», и «в то же время менеджментом РАО «ЕЭС России» форсируются мероприятия, относящиеся ко второму и даже третьему этапам реформы, такие, например, как продажа генерации независимым инвесторам».

Совпадение по времени сочинской встречи президента с г-ном Чубайсом и публикации доклада Счетной палаты отчетливо продемонстрировало не только то, что сценарий реформы пишется на ходу, но и то, что контролируется этот процесс лично президентом (а не правительством) и эти «вводные» определяют и стратегию, и тактику реформирования. «Изначально рассчитывали, что в текущем году будет либерализован рынок и ликвидировано РАО «ЕЭС», — напоминает президент Института энергетической политики (ИЭП) Владимир Милов. — Уже давно очевидно, что рецепты 2001 года не работают и сектор останется на длительное время централизованным с большой долей госмонополии».

Суть нынешнего этапа реформы, как подчеркивается в только что опубликованной аналитической записке ИЭП, в том, что расчет на массовый приток частных инвестиций уступил место новой стадии централизованного планирования отрасли. «Огромная масса инвестиционных решений формулируется в самом РАО, и частным инвесторам предлагается вкладывать деньги в эти проекты, — говорит г-н Милов. — Раньше же считалось, что инвесторы сами будут решать, где и что им строить и развивать». Роль частных инвесторов во второй пятилетке энергореформ, констатирует эксперт, — «источник денег под проекты, которые будут утверждать в центре». Разумеется, за эти деньги им предлагаются доли в собственности, но, подчеркивает Владимир Милов, РАО не планирует отказываться от контроля в таких проектах. При этом, считает президент ИЭП, «есть вероятность, что частный капитал пойдет» в энергетику даже на таких условиях.

Андрей ДЕНИСОВ

Время новостей

N°149

21 августа 2006

Время новостей

***