17 августа 1915 года после тяжелой и продолжительной болезни в возрасте 55 лет скончалась потомственная почетная гражданка Елизавета Ивановна Субботина, одна из богатейших и щедрейших женщин Самары.

Она была дочерью рано умершего купца Ивана Матвеевича Шихобалова. В 19 лет ее выдали замуж за Андрея Андреевича Субботина, тоже потерявшего отца. Елизавета Ивановна не принадлежала к числу «казанских сирот». Она получила хорошее приданое. А после смерти в 1883 году Матвея Николаевича Шихобалова унаследовала с его дочерью Анастасией Матвеевной Неклютиной большое состояние. Они стали обладателями домов, хлебных амбаров. Паровая мельница, построенная за рекой Самарой П.С. Субботиным, перешла в их совместное владение. Елизавета Ивановна в 1893 году называлась и среди купцов Самары, имеющих крупные торгово-промышленные заведения.

Владела она и тридцатью тысячами десятин земли в Большемалышевской волости, а также в Хворостянской, Мокшанской, Августовской Бузулукского уезда. По данным на 1900 год у Елизаветы Ивановны были дома на Казанской, 20 и 22, Вознесенской, 25, Дворянской, 125, Саратовской, 173, Алексеевской, 12 (соответственно нынешние улицы А.Толстого, С.Разина, Куйбышева, М.Фрунзе, Красноармейская). А в списке абонентов городской телефонной сети на 1911 год содержатся сведения о том, что ресторан «Аквариум» братьев Григория и Федора Ивановых находился в доме Субботиных на углу Дворянской и Предтеченской (Куйбышева и Некрасова). А в доме на углу Дворянской и Панской (Ленинградской) размещались канцелярия почтовой конторы, телеграф. В их доме на Дворянской находилась также гостиница «Гранд-отель», книжный и писчебумажный магазин «Товарищество».

Подобно всем Шихобаловым, Елизавета Ивановна вела большую благотворительную деятельность. Финансировала строительство нового кафедрального собора, изготовление иконостаса для старейшего храма Самары – Казанского, помогла совместно с Анастасией Матвеевной Неклютиной построить в Засамарской слободе Кресто-Воздвиженский храм и церковь при епархиальной богадельне на Петропавловской площади.

Мать 11 детей, она сумела дать им должное образование. Все ее мальчики окончили Самарское реальное училище и получили право поступления в высшие учебные заведения России. В знак благодарности педагогическому коллективу, она на свои средства построила в 1909 году новое здание реального училища и столь прекрасное, что им любовались глава правительства Петр Аркадьевич Столыпин, великий князь Константин Константинович. Позднее она построила еще трехэтажный дом для директора, инспектора и священника училища.

Никто из женщин Самары не делал столь дорогих подарков городу. И Самарская городская дума дважды представляла ее и супруга Андрея Андреевича к званию почетных граждан Самары. Но, видимо, в России было не принято давать такое звание женщинам. Когда Елизавета Ивановна вела строительство дома для служащих реального училища, в Самару пришло сообщение, что «…государь император по докладу Министра народного просвещения о выдающихся пожертвованиях в пользу народного образования потомственной почетной гражданке Елизавете Субботиной соизволил пожаловать подарок из кабинета Его Величества».

О нравственности и благородстве этой женщины, говорит и такой факт. В 1908 году за 6 десятин 2175 саженей выгонной земли, находящейся в ее собственности, городская дума управа неправильно начислила налог на сумму 11 рублей 84 копейки. И Елизавета Ивановна, не желая лишать город дохода, пусть и необоснованного, положила на счет управы 250 рублей, проценты с которых должны постоянно идти в городскую казну.

Отпевали Елизавету Ивановну Субботину в Казанском соборе, а похоронили на кладбище женского Иверского монастыря. Выполняя волю усопшей, венков на могилу не возлагали.

*