На мировом Олимпе haute couture Ив Сен-Лоран царствовал почти полвека. Он придумал для женщин гардероб, который никогда не выходит из моды. Классические пальто, брючные костюмы, короткие пиджаки, юбка в шотландскую клетку с палантином – все это можно (и нужно!) носить и сейчас. Он не придумывал моду – он создавал стиль. Мода проходит, стиль остается.

Для рекламы Ив Сен-Лоран мог сняться и обнаженным. Коллаж Ирины Саратовой

Пять лет назад маэстро объявил, что больше не будет делать коллекции pret-a-porter и посвятит себя, как в юности, haute couture, но его невозможно забыть, а от того, что он создал, невозможно отказаться.

Его имя давно стало легендой, а он так и остался скромным и застенчивым человеком в очках в роговой оправе. Его инициалы, переплетенные буквы YSL, знает весь мир, а он чудовищно одинок. Кстати, говорят, логотип этот появился на свет так: модельер в ресторане машинально чертил инициалы вилкой на салфетке, и кто-то из друзей посоветовал ему сделать это замысловатое переплетение своим фирменным знаком.

О себе говорит: «Живу как монах». Кокетничает, конечно. Живет то на собственной вилле в Марракеше, то в замке в Нормандии, то в шикарной квартире в Париже. Рядом с собой терпит лишь одно существо – бульдога по кличке Мужик. Он читает Марселя Пруста и что-то пишет сам, слушает Вагнера, Верди, Беллини, рисует, делает коллажи. Всю жизнь отмечает не свой день рождения, а рождение своего дома моделей.

Ив Сен-Лоран родился 1 августа 1936 года в семье французских аристократов в прибрежном городке Оран в Алжире. Семейное предание гласит, что, когда Иву было три года, он заявил своей тетушке, что ее туфли абсолютно не подходят к платью. Тетушка оскорбилась, но, приглядевшись повнимательнее, вынуждена была признать, что племянник прав. Все в те же три года, согласно тем же преданиям, он начал рисовать модели платьев для кукол, а в 13 знал, что будет модельером. Его всячески поддерживала мать – потом она будет сопровождать Ива на всех показах.

В 17 лет он приехал в Париж и сразу пришелся там ко двору. Его платье для коктейля завоевало первую премию Международной ассоциации шерсти. Правда, премию пришлось разделить с каким-то немцем по имени Карл Лагерфельд. Видимо, с того момента и началась их взаимная неприязнь. Зато эскизы Сен-Лорана так понравились главному редактору журнала Vogue, что тот порекомендовал его Кристиану Диору, который предложил молодому таланту стать его ассистентом. Самое удивительное, что тогда будущий знаменитый модельер не умел ни кроить, ни шить.

Когда умер Кристиан Диор, Сен-Лоран встал во главе его Дома. Первая его коллекция, показанная в этой роли, называлась «Трапеция». Новая линия в женской моде, новый художник – и оглушительный успех. На следующее утро после показа о нем писали все газеты. «Король умер, да здравствует король!» Новому королю был 21 год. Мир парижской моды еще не знал такой стремительной карьеры.

После недолгой службы в армии Ив Сен-Лоран вместе с Пьером Берже (сердечным другом и деловым партнером) в 1961 году открыл собственный дом моделей.

Его называли самым влиятельным модельером после несравненной Коко Шанель. В какой-то степени Коко была для него образцом для подражания. Ее совет – «никогда не забывайте, что внутри одежды находится женщина» – стал творческим кредо Ив Сен-Лорана. Он не раз говорил, что окружающие первым делом должны замечать красоту женщины, а не то, во что она одета. Великолепно должна выглядеть она, а не ее костюм. Еще один принцип – «женщина свободна». Она должна носить то, что ей нравится, и то, в чем ей удобно. И если женщине удобно в брюках, он оденет ее в брюки, пусть даже в них ее не будут пускать в рестораны, а школьниц будут выгонять из колледжа. На кутюрье произвела огромное впечатление Марлен Дитрих в мужском костюме – «женщина, одевающаяся, как мужчина, должна быть невероятно женственной». Следом за брючным костюмом пошли куртки-бушлаты, блузки с галстуком, костюмы-«сафари» с накладными карманами, комбинезоны и знаменитые женские смокинги. И как альтернатива «мужскому» гардеробу – подчеркнуто сексуальные прозрачные шифоновые платья и блузки. Среди его нововведений также числятся плащи из винила, «звериные» орнаменты в тканях, яркие сочные цвета, фольклорные костюмы «а-ля рус» и пестрые туники африканок.

Но когда Ив Сен-Лорана спросили, как, по его мнению, выглядит идеально одетая женщина, он ответил, что женщине достаточно надеть черную юбку, черный пуловер и опереться на руку любимого мужчины. Нужно только менять аксессуары – браслеты, колье, ленты, пояса. И добавить капельку духов.

Ароматы от Ив Сен-Лорана в свое время вызывали не меньший шок, чем его модели. «Y» и «Rive Gauche» были таким же вызовом, как прозрачные рубашки и брючные костюмы. Духи «Opium», мечта советских женщин эпохи 70-х, были запрещены к продаже в некоторых странах – в названии усматривали пропаганду наркотиков. Да они и были наркотиком, сводившим с ума и мужчин, и женщин. А представлять свой первый мужской аромат «Pour Hommes» Ив Сен-Лоран решил сам, снявшись для рекламы обнаженным. Опять шок и скандал. Но всеобщая любовь прощает ему все – алкоголь, наркотики, гомосексуализм. На то он и гений, чтобы иметь пороки.

В 1985 году Франсуа Миттеран лично произвел кутюрье в кавалеры ордена Почетного легиона, высшей награды страны.

В Париже, на рю де Комбре, есть музей Ив Сен-Лорана. И если вы не откажетесь надеть белые хлопчатобумажные перчатки, вам разрешат прикоснуться к тому, что вряд ли когда-нибудь удастся поносить.

Ирина Осипова

14.08.2006

Независимая газета

***