14 августа 1901 года Самарская электрическая станция, построенная Акционерным обществом русских электротехнических заводов «Сименс и Гальске», перешла в ведение города. По контракту, заключенному городской управой Самары и акционерным обществом в 1898 году, здание станции должен был возвести город, а общество поставить, смонтировать оборудование. Попытка властей провести торги на возведение здания тогда не увенчалась успехом. Зная, что управа весьма ограничена в сроках, местные подрядчики запросили запредельные цены, и город принужден был вести строительство хозяйственным способом.

Работы на берегу Волги велись спешно, почти одновременно с возведением здания шла установка оборудования, размещение заказов на отсутствующее. Так, к осени 1899 года паровые котлы уже стояли на своих фундаментах. 4 ноября фабричный инспектор губернии вручил городской управе «…три металлические бляхи в удостоверение об обследовании трех паровых котлов на центральной электрической станции г. Самары» и попросил прикрепить к котлам на видном месте. А в эти самые дни еще не было утвержденного проекта станции, оборудования для искусственного охлаждения отработанного пара. Долго шел поиск фирмы, способной поставить нефтяной резервуар и насос для перекачки мазута.

Естественно, при таком способе ведения работ между городом и акционерным обществом возникали конфликтные ситуации. Но, так или иначе, станция была построена. 3 мая 1900 года городская дума избрала специальную комиссию по приему и заведыванию станцией. 14 июня она доложила думе, что фирма «Сименс и Гальске» практически выполнила все свои обязательства.

Что же представляла собой станция, какие задачи выполняла? Она имела два помещения: котельное и машинное. В первом стояли 4 водотрубных котла общей площадью нагрева 596 квадратных метров. Здесь же находились нефтяной и водяной насосы с запасными баками, водоумягчитель. Машинное отделение имело 3 вертикальные паровые машины системы Компаунд. Мощность двух из них была по 160, а третьей – 75 действительных сил.

Паровые машины соединялись ременными передачами с генераторами переменного тока в 2000 вольт. С главной коммуникационной доски энергия подавалась в город по двум подземным кабелям через 6 трансформаторов низкого напряжения. Длина сети высокого напряжения составляла 3763,5 метра, сети низкого напряжения – 1695 метров, а воздушной – 738 метров.

Возглавлял городскую электростанцию инженер М.И. Лиховидов. Штат служащих состоял из 15 человек.

Станция работала с наступлением сумерек и до 2 часов ночи. Исключения делались. Днем энергия могла подаваться в драматический театр для утренних спектаклей и народных чтений. А ночью, даже после 2 часов, в клубы, если там проходили концерты, танцевальные вечера. С приходом электричества Самара становилась все более цивилизованным городом.

*