В советские времена почти каждая уважающая себя семья в начале лета выезжала на дачу. Каждая же подмосковная семья, если имела возможность, считала неплохим заработком эту дачу предоставить. Не важно кому — дачи снимали и профессора с генералами, и целые детские сады, расставляя раскладушки в горницах. Дачное переселение народов из столицы в область актуально для двух сторон этой сделки и поныне. Во второй половине лета самое время подвести итог: что стоит сейчас для дачников и для хозяев это удовольствие?

Автор фото: Геннадий Черкасов

Надо заметить, что отцы народа были не дураками и первыми оценили прелести летней жизни за городом. Главной дачей советского периода можно считать Горки Ленинские на юге Москвы. Сотрудникам ВЧК строили дачи на Калужском шоссе, а армейскому комсоставу — на Николиной Горе. Работникам науки за вклад в победу Сталин выделил участки под Звенигородом, в Мозжинке. Союз писателей получил землю в Переделкине. Тогда не мелочились — 25—30 соток земли считались нормальным участком, кому-то и гектар перепадал.

В 1960-е понеслось-поехало. Рядовые москвичи, бывшие крестьяне, стали получать по шесть соток от предприятий для огорода и сада. Летчики селились в Быкове и Чкаловском, в Щелкове и Загорянке — космонавты, а в поселке Правда — журналисты. По всей области возникали строго ограниченные по размерам архитекторов сборно-щитовые (прозванные в народе сборно-щелевыми) дачи. А с приходом бразильских сериалов на наш экран шесть соток стали именоваться фазендами.

Дворцов заманчивые своды эконом-класса

А вот если вы не успели обзавестись домиком в деревне, а в душном городе сидеть надоело, то как и где дачу можно снять, выяснили корреспонденты “МК”. Для начала мы пошли самым простым путем: позвонили в агентство:

— Менеджер Наталья слушает, — промурлыкала телефонная трубка. — У нас есть оптимальное для вас предложение. Кирпичный дом в тридцати километрах от МКАД по Новорижскому шоссе — три спальни, кабинет, лужайка в английском стиле, сауна, Интернет, кондиционеры… А цена — просто смешная: 5 тысяч в месяц.

Стало не до смеха, когда выяснилось, что сумма измеряется в у.е. Аренда квартиры в Москве стоит куда меньше. Риэлтор парировала явно заготовленной фразой: “Вы в квартире живете, а на даче — отдыхаете. А за отдых всегда приходится платить больше”.

Допустим, нам не нужен Интернет. Даже кирпичный дом не обязателен. Сойдет старая дача на тенистом участке. Без кондиционеров, но со свежим воздухом. Но вопрос “А подешевле?” вызывает у сотрудников риэлторских фирм состояние, близкое к шоковому. Отдышавшись, они сообщают, что “у них серьезная фирма, цена за аренду дома начинается от 2 тысяч евро”.

— В ближайшие годы дефицит съемных загородных домиков вряд ли исчезнет, — считает Татьяна Воронова, сотрудник одной из московских риэлторских компаний. — Строить дачи специально для аренды начали только в самом дорогом сегменте (более $10 тыс. в месяц) — таких поселков в Подмосковье всего десятка два. Дешевые дома строить невыгодно. Возвести скромный коттедж “с городскими удобствами” стоит около в $150 тыс.

Фазенда в шесть соток

После таких предложений “серьезные фирмы” мы отмели и взялись за газеты, где были бесплатные объявления.

То же самое Новорижское шоссе, только подальше. “Поселок Снегири, — гласило объявление, — развитая инфраструктура, половина деревянного дома с газовым отоплением, удобства в доме, без хозяев, 750$, торг”. Но торговаться уже не с кем — дача давно сдана, а на привлекательное объявление–приманку уже отвечает посредник, который предлагает варианты “ничуть не хуже”.

К этому стоит приготовиться, половина из газетных объявлений содержит телефоны мелких риэлторов. Типичное интернет-объявление одной из подобных контор: “Коттеджи. Дома. Дачи”. Давший его мужчина заверил, что подобрать дачку от $500 до $1000 не проблема.

— Вначале ищем подходящие по цене и направлению варианты, — объяснил он схему работы. — Потом едем на выходные, когда хозяева на месте, смотреть. За выезд можно дачи четыре посмотреть по одному шоссе. Хотя сейчас вторая волна дачников пошла, отпуска начались. В июне-июле еще все работают, а к августу спохватываются, что лето кончается, а отдыхать надо. Но не волнуйтесь, обязательно чего-нибудь подберем. С нанимателей мы берем комиссию — 500 баксов.

Мы стали рассматривать Киевское направление в качестве примера. В основном дома находятся от 30 до 60 километров от столицы. Удобства во дворе, зато хозяева в соседней комнате.

Риэлтор не скрывал, что сам он находит хозяев дач, желающих их сдать, через те же объявления. Платить посреднику $500 только за знакомство с авторами сообщений слишком роскошно. И мы решили отправиться на поиски дачи самостоятельно.

Дело это не простое, хозяева дач зашифровывают свое сообщение получше любого шпиона: “уд/ул” означает “удобства на улице”, “бсдк” — “беседка”, а слово “био” информирует, что дом оборудован биотуалетом. Расшифровав анонс, я поехала по одному из объявлений: 30 километров от МКАД, двухэтажная дача на берегу реки Истры, всего за 350 условных единиц.

Воображение рисовало идеальный домик на лесистом берегу. Настроение начало портиться сразу за МКАД — в огромной пробке в Красногорске, да и ехать, как оказалось, вовсе не 30 километров. Садовое товарищество встретило закрытыми воротами. Пришлось искать нужную фазенду пешим ходом. Бойкая старушка представилась Ниной Петровной и огорошила сразу, что “условные единицы” — это евро.

— Так все ж дорожает, — объяснила она. — Вот если бы вы в феврале сняли и на весь сезон, с мая по сентябрь, было бы дешевле. А летом всегда цена выше. И вообще, думайте быстрее, у меня еще клиенты есть и без детей.

Берег реки оказался в полутора километрах, душ и туалет на улице, а сам домик укомплектован мебелью 70-х годов. Участок разделен на ровненькие грядочки — шагу ступить негде, так что нелюбовь к бегающим детям стала понятна. Кстати, сдает Нина Петровна дачу вместе с собой.

Бывалые дачники советуют искать фазенды через знакомых, так надежнее получается, поскольку “своим”, пусть и ни разу в жизни не виденным, хозяева сдают дешевле и охотнее.

У разбитого корыта

Самим владельцам недорогих дач не имеет смысла делиться прибылью с какими-либо агентствами, поскольку спрос превышает предложение в несколько раз. Лучше воспользоваться “сарафанным радио” и через знакомых и их знакомых искать себе постояльцев. В этом случае остается, хоть и призрачная, надежда, что все останутся довольны друг другом.

Сдавать жилье в наем — определенный риск. Полбеды — если дачники случайно сломают мойдодыр, выбьют стекло, а дети потопчут клумбы. Увы, этого не избежать. Значительно чаще почему-то выходит из строя бытовая техника, а еще деревянные домики имеют свойство гореть.

— Мы третий год не можем собрать деньги на восстановление дачи, — жалуется Алла, владелица участка в Жаворонках. — Я так радовалась, когда сдала дом в начале мая на все лето, а потом праздник был, День пограничника. Дачники мои его отметили, а ночью дом загорелся. Меня кошка разбудила. Похоже, наш “пограничник” заснул с сигаретой. Я выносила из дома все, что могла, до последнего. Надышалась. У меня астма, потом попала в больницу. А жильцы мои, типа, ни в чем не виноваты. Сказали, что это у меня проводка была неисправная и я им отдых испортила…

Неизвестно, кого ты пускаешь в дом родной, справку от психиатра у жильцов не потребуешь. Например, знакомая история, когда в сдаваемой комнате сгнили полы, хотя во всем остальном доме были целы и невредимы. Загадка разрешилась просто — жилец иногда мочился в вентиляционную отдушину в углу, ленился ночью выходить в туалет. Иногда хозяева попадают в просто детективные ситуации.

— Дача у нас далеко, — рассказал потерпевший Алексей, — на границе с Калужской областью. Ездим редко, поэтому пустили пожить знакомого за символическую плату. Как-то приехали, а там семья с двумя детьми живет, оказалось, что он им сдал нашу фазенду за 350 баксов. Они начали с нас неустойку требовать.

Что написано пером, не вырубишь

В нашей жизни, как известно, без бумажки ты букашка, и не надо пренебрегать этим правилом при сдаче дачи в аренду. Чтобы обезопасить себя, следует составить договор. Если договор на аренду дачи не был составлен, хозяину и съемщику придется разрешать все конфликтные ситуации путем устных переговоров. Позиция слаба у обоих: если с дачей что-то случится, ее хозяину трудно будет доказать, что такой-то жилец вообще там отдыхал и хоть как-то причастен к судьбе имущества. А арендатор, не подписавший бумаг, формально вообще находится в чужом доме на непонятных основаниях.

— Большинство людей не представляют, что простая бумага, снабженная двумя подписями, может существенно помочь при решении конфликтов, связанных с арендой, — говорит Татьяна Воронова. — Единственное условие: в этом документе должны быть полностью прописаны фамилии, паспортные данные и адреса регистрации сторон, а также местоположение дома, который является объектом договора. Согласно ст. 674 Гражданского кодекса этого вполне достаточно, если речь не идет о соглашении с юридическим лицом и договор заключается на срок меньше одного года. Очень важно указать в договоре срок, на который он заключен. Согласно ст. 683 Гражданского кодекса, если срок не определен, договор считается заключенным на пять лет. А для расторжения такого договора нужно, чтобы арендная плата не вносилась в течение полугода.

В договоре следует оговорить сроки аренды, оплату и дополнительные условия. Обычно принято, что коммунальные услуги, кроме электричества, оплачивает владелец дома, он же заботится о наличии газа или дров, если в них есть необходимость. Отдельно оговаривается, кто и в какие сроки будет производить мелкий ремонт (неожиданно дала течь крыша, засорился туалет, выгребная яма заполнилась и т.п.), чем арендатор на участке может пользоваться, а чем — нет, можно ли что-нибудь посадить на грядках.

Кроме того, обезопасить себя хозяева дачи могут, стребовав залог. Обычно арендатор заранее вносит дополнительный месячный платеж, который возвращается к нему в конце срока аренды или засчитывается в качестве платы за последний месяц. Желательно в договоре четко расписать, в каких случаях залог может быть удержан.

Еще дачу можно застраховать. Стандартный перечень рисков: пожар, взрыв бытового газа, удар молнии, стихийные бедствия, залив водой, кража со взломом, грабеж, злоумышленные действия третьих лиц, наезд транспортных средств и даже падение летательных объектов или их обломков.

По оценкам страховщиков, в Подмосковье застраховано меньше половины недвижимости. Из этих страховок большинство — копеечные полисы, которые в случае потери дома гарантируют выплату не более десятой части его стоимости. Все дело в том, что процесс дачного страхования мало изменился, по домам ходит тетенька и предлагает стандартный полис, не оценивая стоимости конкретной усадьбы. Сумма страхового покрытия таких полисов — от 15 тыс. до 50 тыс. руб.

Так что лучше страховаться по полной, но тут есть одна уловка. Если страховую компанию не предупредили об аренде, то это станет формальным поводом, чтобы отказать в выплате по полису: вы пустили чужих людей, что увеличивает степень риска.

СПРАВКА «МК»

По данным риэлторских агентств, цены на аренду загородной недвижимости растут ежегодно на 10—15%. Сопоставимо с общей динамикой рынка недвижимости: ставки аренды квартир в Москве увеличиваются на 15%, и на 17% в прошлом году выросли цены, назначаемые при продаже подмосковных коттеджей и дач. Самыми престижными у обеспеченных людей считаются Новорижское направление (из-за отсутствия пробок и близости к престижной Рублевке) и Дмитровское (из-за обилия спортивных клубов и водоемов).

Московский Комсомолец

от 09.08.2006

Юлия ГОНЧАРОВА

"МОСКОВСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ"

***