Одному из символов весьма популярной среди российских туристов Венеции — знаменитым гондольеро — придется всерьез заняться внешним видом. Причем как своим собственным, так и своего основного орудия труда. Власти города каналов, похоже, всерьез взялись за сохранение культурного наследия, к каковому, безусловно, относятся прогулки на гондолах под пение серенад.

Однако и нынешний мэр Венеции Паоло Коста, и Ассоциация гондольеро убеждены, что многие их тех, кто сегодня ублажает туристов, попирают исторические традиции, а их разукрашенные донельзя гондолы превратились в водоплавающую разновидность «арабского» такси — блестящего, мигающего и увешанного всевозможной бижутерией. Поэтому недавно ассоциация начала активную борьбу с дурновкусием среди перевозчиков. «Попытки привлечь туристов зашли слишком далеко, — цитирует Лента.ру главу Ассоциации гондольеро Роберто Луппи. — Мы должны напомнить всем, что мы в Венеции, а не в Лас-Вегасе!».

Напоминать, по всей видимости, будут жестко. Лондонская Times утверждает, что венецианские чиновники грозят лишением лицензии тем, кто откажется вернуть своей лодке, пусть даже она и 2006 года выпуска, облик средневековой гондолы: черный корпус, однотонные кожаные сиденья, никаких безделушек, ярких покрывал и мигающих огоньков. Последние, впрочем, и без того уже утратили ряд своих функций — после того, как в конце 2004 года мэрия ввела ограничение на движение гондол на основной водной артерии Венеции, Гранд Канале, и запретила ночные и групповые прогулки.

Наряду с требованием обязательного «дресс-кода» Ассоциация гондольеро распространила и рекомендации относительно репертуара исполняемых на воде песен. В идеале лодочникам советуют ограничиться функциями гребцов и экскурсоводов, пересказывающих во время поездки туристический справочник с небольшими вольными отступлениями. От пения и оплачиваемого сверх тарифа приглашения музыкантов рекомендуется воздержаться. Ну а если уж туристы просят, не позорить родной город и не исполнять неаполитанскую O Sole Mio, которую все посетители Италии в последнее время стали ассоциировать исключительно с Венецией. Власти города каналов напоминают, что и у столицы европейских карнавалов есть свой достойный репертуар.

Едва ли такое превращение гондолы в лишенное индивидуальности экскурсионное такси понравится большинству из четырех сотен венецианских гондольеро, не только считающих себя визитной карточкой города, но и демонстрирующих порой завидную сплоченность. Предыдущие попытки властей ограничить вольницу на каналах наталкивались на забастовки лодочников, несколько раз в знак протеста даже перекрывавших водные пути к самым популярным площадям Венеции сотнями стоящих борт-о-борт гондол. Но и шумные акции, собиравшие, к слову, толпы туристов, пока не заставили мэрию города отказаться от планов навести порядок на воде. На Гранд Канале гондольеро, добивавшимся ограничения там движения моторного транспорта, пришлось потесниться самим. Скорее всего и песенный репертуар теперь придется обновлять.

Федор СЕРЕБРЯНСКИЙ

Время новостей

N°133

28 июля 2006

Время новостей

***