НАКАНУНЕ открытия традиционного фестиваля авторской песни имени Валерия Грушина грянул очередной скандал, связанный с борьбой за право распоряжаться поляной на Мастрюковских озерах. Как и сам грушинский, разбирательства, связанные с ним, уже можно назвать традиционными, но на этот раз ситуация приобрела особую остроту. Хозяйственный спор ставит под вопрос дальнейшее существование фестиваля в его нынешнем виде.

Последние три года поляну арендовало ГУП «Самара-ГЕО». После банкротства предприятия лесное агентство Самарской области выставило территорию (142 гектара) на торги. Несмотря на то, что весной участок заливает (капитальное строительство там невозможно), всего за несколько фестивальных дней с него можно получить неплохой доход. Клуб авторской песни имени Валерия Грушина участвовал в торгах на равных в числе пяти претендентов на землю. Новым владельцем поляны стала жигулевская фирма «Мета», получившая ее в аренду на 15 лет. За это право компания заплатила 3,3 миллиона рублей, что в три раза больше, чем предлагал клуб. Кроме того, предприниматели взяли на себя больше дополнительных обязательств: лучшие санитарные условия (в том числе строительство цивилизованных туалетных комнат), организацию временных турбаз с горячим питанием, освещение поляны, гарантию общественной безопасности.

Сразу после того, как стали известны результаты торгов, грянул скандал. Председатель оргкомитета фестиваля Борис Кейльман высказал несогласие с тем, что земля, «политая потом бардов», была продана не клубу, и заявил о возможной смене места ежегодной встречи фанатов авторской песни. Попытка договориться о «браке по расчету» между клубом имени Грушина и «Метой» ни к чему не привела. Противостояние обостряется. В этой связи у многих вызывает недоумение тот факт, что областные власти, на словах неустанно ратующие за развитие регионального туризма, абстрагируются от грушинского конфликта. А ведь всемирно известный бренд привлекает на самарскую землю тысячи гостей.

В этом году фестиваль состоится на старом месте и в традиционное время. Дальнейшая его судьба под вопросом. Общее мнение -«Груша» без Мастрюковских озер рискует зачахнуть. Чтобы прояснить ситуацию, корреспондент «РГ» обратился за комментариями ко всем заинтересованным сторонам. Судя по тональности высказываний, угроза увядания легендарной «Груши» более чем реальна.

КОММЕНТАРИЙ

Борис Кейльман, председатель оргкомитета фестиваля, президент клуба авторской песни имени Валерия Грушина:

— Договоренность между клубом и «Метой» не может быть достигнута, потому что мы делаем фестиваль для людей, а они – для денег. Для них это всего лишь грандиозный бизнес-проект с максимальным извлечением прибыли. В этом году фестиваль нами был подготовлен уже на 95 процентов, когда мы узнали, что поляну продали. Зачем нам хозяин? Клуб уже вложил в обустройство поляны за эти годы немалые деньги — около 8 миллионов рублей. Мы ежегодно собираем спонсорские средства на подготовку поляны и экологические мероприятия после фестиваля. С каждым годом спонсоров найти все сложнее, они отказываются вкладывать деньги в проект, у которого в буквальном смысле нет почвы под ногами. В этом году нам удалось собрать только миллион спонсорских денег, мы даже собирались ввести добровольный экологический сбор — в среднем по 100 рублей с палатки (в последний момент экосбор отменили. — Прим. ред.). Что касается позиции областных властей, я сам безмерно удивлен. «Грушинский» — это место человеческого общения, праздник культуры, песни. Вся страна едет на фестиваль, но неизвестно, пустит ли народ туда новый хозяин поляны? Если вопрос с землей не решится в пользу клуба, то на следующий год мы вынуждены будем найти новое место для фестиваля, бренд мы не отдадим, он оформлен и зарегистрирован.

Николай Мартынов, директор ЗАО НПФ «Мета»:

— О чем нужно договариваться с клубом? Я тоже вхожу в оргкомитет фестиваля, мы несколько лет являемся спонсорами, делали сцену, в этом году — зрительный «зал». Фестиваль состоится в любую погоду и при любых обстоятельствах, независимо от того, хочет ли этого Кейльман. Фестиваль привязан к месту — Грушинской поляне, а не к личности Кейльмана и не к бренду, который, по моим сведениям, не принадлежит клубу: они каждый год заключают договор на право его использования. Грушинский для клуба всегда был коммерческим проектом, они так зарабатывали деньги, именно поэтому Кейльман и поднял бурю в стакане воды. Ведь они собирали деньги за все -за въезд, за то, за другое. Мы категорически против поборов. Туристы и барды могут быть спокойны, поляна будет всегда ждать их в первое воскресенье июля. Мы не будем брать с людей деньги ни за вход на поляну, ни с палаток, как предложил Кейльман. У нас другие цели. Грушинский — это всего несколько дней, все остальное время мы будем заниматься там оздоровлением и отдыхом людей, будем организовывать турбазы. А в дни фестиваля наша задача — обеспечить безопасность каждого и создать максимально комфортные санитарные условия. За использование поляны в фестивальные дни с клуба мы не возьмем ни копейки.

Юрий Антимонов, руководитель департамента развития туризма самарской области:

В этом году я несколько раз лично встречался с вдохновителем Грушинского фестиваля. В разговорах все гладко, но как только дело доходит до конкретики, начинаются разногласия. Кроме того, организация фестиваля бардовской песни — очень тонкий вопрос, я сам много лет подряд езжу на поляну, вожу гостей. Мне не раз приходилось слышать отзывы о том, что никаких условий для людей на поляне не создано, не гарантируется безопасность. Но «Груша» тем и отличается, что это самодеятельное мероприятие, в этом его «изюминка». Вмешавшись, мы можем навредить. Излишняя коммерциализация, в том числе и цивилизация, могут навредить фестивалю. Что касается всей этой истории и мнения о том, что область может потерять этот культурно-туристический бренд, то я дал Кейльману совет — обратиться с личной просьбой к губернатору. Если он примет решение взять под опеку «Грушинский», значит, мы будем им заниматься.

Анна Шепелева

«Российская Газета» №132(4098) 22.06.06

*