«Современное состояние волжского водного пути внушает серьезное опасение судоходцам, — писала газета «Голос Самары» в начале лета 1906 года. «Волга по-видимому вступает в период давно небывалого мелководья. Страшные непрерывные жары в верховьях и центральных волжских губерниях быстро высушили народную кормилицу. Вода продолжает падать весьма быстро; появились перекаты.

Прибыль остановилась даже на низовом плёсе (Саратов — Царицын). Начались уже посадки судов на мель. На Подсосняжном переходе, в стороне, впрочем, от фарватера, стоит на мели гружёная лесом баржа и паузится; на приверке Улькинского переката стоят на мели две баржи, причем ход стеснён до того, что пассажирские пароходы обходят вне фарватера, и в тоже время под перекатом стояли 12 пароходов и 26 барж, из которых некоторые пришлось паузить. На Ячменском перекате паузится хлебная баржа. Вопрос об улучшении обстановки фарватера р. Волги принимает в последнее время всё более и более острый характер.

Мелководья на Волге не было давно, последние годы отличались небывалым многоводьем, заставившим забыть волгарей о существовании мелей и перекатов. Знаменитый по мелководью 1897 год, серьезно перетряхнувший волжских судопромышленников, также по-видимому забыт.

Готова ли Волга к борьбе с надвигающимся мелководьем? Нет, не готова. Силы и средства борьбы более чем скромные, ибо мелководье застает административную Волгу в период сокращений и уменьшения смет и ассигновок на нужды волжского судоходства. Мы всегда были сторонниками сокращений расходов на Волгу, но сокращений разумных. Высшее путейское начальство в порыве усердной экономии не ведает, что творит».

*