11 апреля 1931 года в Самаре на совещании строителей начальник 2-й конторы треста «Волжпростроя» докладывал: «В самое горячее время, в июне 1930, мы совершенно не имели кирпича, но нас в прошлом году спасли эти церкви, которые мы разбирали. Из старого кирпича мы на 80% выполнили нашу производственную программу, из старого кирпича мы выстроили затон, педвуз, комвуз и ряд других зданий…»     

В начале прошлого века в Самарской губернии было около 1000 церквей, 7 мужских и 12 женских монастырей. Только в Самаре накануне Октябрьской революции 1917 года действовало 22 храма. В их числе — один из красивейших в Поволжье Воскресенский кафедральный собор. Он был заложен 4 апреля 1866 года, в день рождения императора в благодарность за чудесное избавление государя от беды: 4 апреля на Александра Второго было совершено покушение, после которого он остался жив.

На строительство храма в день его закладки городская дума выделила 15 тысяч рублей. Потом было собрано еще 24 тысячи рублей по подписке. Это были огромные деньги, если учесть что пятистенный городской дом в то время стоил около 100 рублей, а корову можно было купить за 8 рублей. Самый большой в Самаре Воскресенский кафедральный собор строился на народные деньги в течение 25 лет. Он был открыт в 1894 году, но просуществовал всего 40 лет. В 1935 году по решению местных властей он был взорван, а на его месте построен Дворец культуры имени Куйбышева.

Гонения на церковь начались в 1918 году. По декрету СНК «Об отделении церкви от государства, школы от церкви» Самарское епархиальное управление и Архиерейский дом перешли в подчинение губернского комиссариата по вероисповедальным делам. В 1928 году был закрыт загородный скит Архиерейского дома. На его территории разместилась детская трудовая колония детей-инвалидов. В том же году закрыта домовая церковь Михаила Архангела в Архиерейском доме, а в 1930 году был упразднен и сам дом. Его здание передано открывающемуся в городе механическому институту.

 31 июля 1930 года по Самарской городской конторе отдела коммунального хозяйства ”Горстроя” издан приказ №27. Он гласил: «Начальнику II группы работ Капралову А.А. согласно устного распоряжения управления от 30.07.30 г. приступить к работе по разборке Воскресенской церкви и использовать весь кирпич от разборки на строительство Самарского затона». Церковь порушили быстро, в том же году. Из ее кирпича были выстроены корпуса конторы затона.

Доклады о разборке церквей в те дни напоминали сводки с мест боевых сражений: «20 мая 1931 года. В Самаре продолжают разбирать кафедральный собор.

Данные за вторую декаду мая: 1) отброска половья от стен собора – 2161 куб. м; 2) выбрано кирпичное половья и сложено – 314 куб. м; 3) очищено от цемента и спущено вниз по лоткам и уложено – 31000 штук; 4) получено железа – 2000 кг.

Римско-католический костел – замечательное архитектурное сооружение Самары не стали взрывать, а лишь изъяли самую ценную утварь – дарохранительницы, алтарные чаши, крест, подсвечники а также сукна и ковры как «общее народное достояние». Потом сняли колокола и кресты, а помещение костела передали под детский театр и клуб. В 1938 году в костеле была развернута экспозиция антирелигиозного музея, а в 1941 году здесь разместился музей краеведения.

Та же участь постигла и бывший кафедральный собор Вознесения Господня. В нем разместился клуб ремесленников-кустарей, а потом это здание передано Приволжскому военному округу под интендантские службы. Немало злоключений выпало на долю Михайло-Архангельской церкви в поселке Шмидта. После ее закрытия здесь размещалась школа, потом клуб железнодорожников, потом эвакогоспиталь, эпидемиологическая больница, спортзал, кооператив. В 1932 году на всю Самару осталось лишь два храма: Покровский собор и церковь Петра и Павла.

Лишь 15 лет назад храмы Самары начали активно возрождаться. Взамен разрушенных появились новые. Среди них самый большой храм города – церковь Кирилла и Мефодия. По величине она лишь немногим уступает московскому храму Христа Спасителя. Население Самарской области вновь обретает былую духовность. В Самаре действует уже около 40 церковных приходов. В этом нравственном возрождении ведущую роль играет Самарская епархия.

*