Университет штата Калифорния провел исследование и установил, что фильмы, где актеры курят, должны сопровождаться такими же ограничениями, как и картины с нецензурной лексикой.

По мнению руководителя исследования, профессора Стантона Глантца, мюзикл «Чикаго», например, должен считаться фильмом для взрослых.

Гланц призывает режиссеров и киностудии задуматься о том, какое губительное влияние оказывают такие фильмы на детей.

Исследование было проведено при поддержке одной из благотворительных организаций и Национального института исследований рака. В рамках исследования проверили 775 картин. Больше 80% фильмов, разрешенных к показу для аудитории от 13 лет и старше, были сцены с курением. Так или иначе табак был представлен в половине кинолент, предназначенных для детей моложе 13 лет. К примеру, курят в таком любимом молодежью фильме как «101 далматинец».

«Никто не говорит, что надо вообще исключить курение из фильмов, — заявил Гланц. — Мы всего-лишь просим относиться к курению так же серьезно, как и к нецензурной брани».

«Чикаго», таким образом, из «фильма для 13-ти и старше» превратился бы в запретное зрелище для всякого, кому еще не исполнилось 18-ти.

Фильмы такой категории приносят киностудиям гораздо меньше денег как раз из-за того, что на них не может попасть многочисленная армия кинолюбителей-подростков. Профессор Гланц надеется, что необходимость выбирать между изображениями курящих и выгодой подтолкнет режиссеров к тому, чтобы исключать сцены с курением там, где присутствие табачных продуктов не продиктовано сценарием.

Профессор предусмотрел даже такие мелочи, как съемка фильмов об исторических персонажах, известных своим курением. «Например, если кто-то хочет снять кино про Уинстона Черчилля, его можно было бы показать с сигарой, не ужесточая категории. Но таких фильмов очень мало», — говорит он.

Представители киноиндустрии отреагировали осторожно. «Мы осознаем, какую угрозу здоровью представляет курение. Мы не подталкиваем создателей фильмов к изображению сцен курения, но в то же самое время мы не можем вводить правил, которые бы устанавливали какую-либо цензуру или ограничивали творческую свободу режиссеров», — заявил представитель фирмы Sony.

Ассоциация кинематографистов США, представляющая интересы студий и отвечающая за определение просмотровых категорий не согласна с утверждениями о том, что входящие в нее компании активно пропагандируют курение. «Мы ничего не рекламируем, — заявил вице-президент Ассоциации Ванс Стивенсон. — Мы занимаемся творчеством, рассказываем истории. Все элементы в том, как рассказывать историю, определяются теми, кто снимает фильм».

10 марта 2004 г., 12:27 GMT 15:27 MCK

Би-би-си

*