В Самарской губернской Думе прошло заседание рабочей группы комитета по здравоохранению, образованию и социальной политике по вопросу «О введении в образовательные учреждения Самарской области предмета «Основы православной культуры».

Этот вопрос неожиданно вызвал негативное отношение некоторых общественных организаций — в частности, руководства областного татарского общества «Туган тел». С разъяснениями содержания предмета «ОПК», его смысла и значения для подрастающего поколения, форм его преподавания на заседании выступили заместитель директора по научной работе Самарского института повышения квалификации преподавателей (СИПКРО) Е.П. БЕЛЬЧИКОВА и представитель Самарского епархиального управления игумен ГЕОРГИЙ (Шестун).

О. Георгий, по первой профессии педагог, кандидат педагогических наук, профессор межвузовской кафедры православной педагогики Самарской духовной семинарии, рассказал:

— Прежде всего, я хотел бы сказать о том, что архиепископ Самарский и Сызранский Сергий уполномочил меня заявить, что «Основы православной культуры», о чем мы неоднократно говорили, предмет не религиоведческий, а культуроведческий. Преподавание его как факультативного в общеобразовательных школах, воскресных школах, то есть говоря языком научным — как школьного компонента образования — вопрос давно решенный. И ставить его на обсуждение нашей рабочей группы просто не имеет никакого смысла. Насколько мне известно, в министерстве образования нашего областного правительства идет работа по созданию методик и механизмов внедрения «Основ православной культуры» именно как регионального компонента и посему повестка нашего рабочего заседания, столь представительного, как сегодня, должна быть скорректирована. Мы не хотим, чтобы нас демагогическими методами уводили на обсуждение каких-то второстепенных задач. Вот есть программа по патриотическому воспитанию молодежи России. Там прямо сказано, что надо активно противодействовать фактам фальсификации истории нашего Отечества. А нам пытаются навязать факты именно такие, говоря, что мы историю, культуру нашей страны объясняем неверно. Предмет, о котором мы говорим, повторяю, культуроведческий. Если это не так, то давайте на Эрмитаж повесим табличку «религиозный музей», так как там находятся картины, скульптуры на религиозные сюжеты. И Русский музей в Петербурге, и Третьяковку, где есть залы иконописи, «Троица» и образ Спаса Андрея Рублева, «Явление Христа народу» Александра Иванова, «Христос в пустыне» Крамского и т.д. — объявим «религиозными» исключительно. Все мировое, европейское, русское искусство, литературу мы не сможем понять, не зная Священное Писание, Ветхий и Новый Заветы. Поэтому мы даем язык этой культуры, понятийный аппарат, который должен войти в содержание образования. Дети этого языка не знают. Вас не должны смущать фрагменты из Священного Писания — имена, эпохи, сюжеты библейских событий должен знать каждый грамотный человек. Вот, скажем, великое творение Рембрандта «Возвращение блудного сына». Как же его понять, если не знать притчу о блудном сыне из Евангелия? Наших детей обучать сейчас вере невозможно. Потому что прежде чем «обожиться», (надо «очеловечиться». Наши дети -очень многие — даже людьми еще не могут стать. Святой дух дается человеку. Мы должны вернуть им этот образ, чтобы они стали культурными сынами нашего Отечества. А образование наше все дальше уходит от культуроведческих предметов. Мы не можем сейчас преподавать Закон Божий. Много лет уже в вузах, школах мы рассказываем о том, как надо выходить замуж, как хранить верность, почему нельзя делать аборты — все эти вопросы нравственности, они-то и ведутся на православных курсах. Это просто ликбез, вот что это такое.

Второе. Нельзя путать, сваливать в одну кучу культуру национальную, цивилизационную и мировую. Поясню.

Каждый человек рождается в национальности. Это данность. Но этот национальный человек рождается в какой-то цивилизации. Он живет в ней. А эта цивилизация входит в мировую культуру. Поэтому каждый из нас должен знать каждую из трех культур: национальную, цивилизационную, мировую. Вот наше образовательное пространство.

Мы должны не спорить, а понимать, что наша цивилизация — это восточно-православная, христианская цивилизация. Все национальности России, все наши сто пятьдесят миллионов человек живут в ней, этой цивилизации более тысячи лет. И дай Бог, будут жить и дальше. Это не только русская культура — она и для татар, и для бурят, и для чувашей — для всех. Между прочим, у нас много священников из татар. И мордвы, и чувашей. Это великая культура. Почему ее должны изучать только русские? Поэтому мы говорим — надо поступать так, как во всем мире делается. В рамках школьного, дополнительного компонента изучать национальную культуру, в рамках федерального, регионального компонента — культуру цивилизации, в которой мы живем.

Некоторые народы нашей цивилизации не воспринимают ее, потому что создаются искусственные условия для этого. Я защищался в Казани, часто езжу в этот город. Был недавно на двух круглых столах, где были представители московских, казанских обществ. Я спрашивал: вот в Казанской православной духовной семинарии изучаются предметы исламского права, исламской культуры, так как студенты живут среди этого народа. А назовите хоть одно учебное заведение мусульманское, где изучали бы православную культуру, народа, среди которого вы живете? Ни одного такого учебного заведения в России не существует. Три медресе в Казани — и везде изучают только свою культуру.

Мы должны понимать ответственность этого вопроса, который обсуждаем.

После первого заседания нашей рабочей группы были газетные публикации, которые иначе как безответственными не назовешь. Появились и письма, которые вводят в заблуждение мусульманскую общину, потому что в этих письмах много откровенной лжи.

Повторяю: мы говорим об «Основах православной культуры» как региональном компоненте, предмете по выбору. Эксперимент идет уже 15 лет, а не возник «внезапно», как сказано в этих письмах. В пяти регионах — Курске, Белгороде, Смоленске, Кемерово, Орле ввели преподавание этого предмета давно. Мы работали над этой программой на всероссийском уровне — создали и методические пособия, и саму программу, объяснили механизмы их введения. Почему мусульмане не создали такую же программу сами по исламской культуре? Кто им запрещал? Введем региональный компонент — это заставит работать над своими программами и другие конфессии.

Надо продолжать эту работу. Если нет своих специалистов у мусульман — пусть ищут их в Казани, Москве.

Предлагаю поставить вопрос на комитете по образованию Самарской Думы о том, чтобы одобрить ту работу, которую сейчас ведет министерство образования губернии — по разработке механизма внедрения предмета «Основы православной культуры» как предмета по выбору в рамках регионального компонента и к 1 сентября завершить работу над учебником и учебными пособиями и рекомендовать их к рассмотрению правительству области. А уж остальные — кстати, все они настаивают на изучении предмета «религии мира» пусть выбирают этот предмет. Пусть будет право выбора. Никто ничего не навязывает — пожалуйста, выбирайте. Но только знайте -есть основы жизни, без которых народ — не народ, а толпа, масса, а человек — перекати-поле, а не гражданин своего Отечества.

*