День 5 марта 1942 года вошел в историю Самары как день первого исполнения Седьмой Ленинградской симфонии Дмитрия Шостаковича. Эвакуированный из блокадного Ленинграда композитор дописывал свое выдающееся произведение в Самаре, тогда Куйбышеве, в самые суровые дни Второй мировой войны. По соседству с Шостаковичем жили артисты эвакуированного из Москвы Большого театра. Впервые услышав сыгранную на стареньком пианино симфонию, они были потрясены и решили немедленно готовить ее к концертному исполнению. Оркестр ГАБТ сам переписывал партитуру. Нотной бумаги не хватало, за ней пришлось посылать в Москву специальный самолет. Репетиции проходили в холодном фойе Куйбышевского театра оперы и балета, музыкантам приходилось тепло одеваться, но никто не ныл.

Иллюстрация с сайта 900 дней блокады

На премьеру собрался весь цвет творческой интеллигенции «запасной столицы», жившие в Куйбышеве иностранные дипломаты, многочисленные иностранные корреспонденты. После исполнения первой части симфонии переполненный зрительный зал театра взорвался аплодисментами, а в конце выступления автору и исполнителям устроили настоящие овации. Концерт транслировался из Куйбышева всеми радиостанциями Советского Союза. В тот же день по Всесоюзному радио прозвучало интервью Шостаковича, в котором он сказал: «Нет более благородных и возвышенных задач, чем те, которые вдохновляют нас на борьбу с темными силами гитлеризма». За эти слова и свою новую симфонию Шостакович попал в черный список гестапо, в котором наряду со Сталиным числились писатели Илья Эренбург, Алексей Толстой, художники Кукрыниксы и другие выдающиеся деятели советской культуры.

Но Седьмую симфонию не зря уже тогда, в 1942 году, называли симфонией Победы. 29 марта она была исполнена в Москве, а 9 августа 1942 года прозвучала на весь мир из осажденного Ленинграда. Ее включили в свой репертуар известнейшие оркестры США и Великобритании. Начав свое триумфальное шествие с берегов Волги, симфония завоевала весь мир.

*