19 февраля 1913 года газета «Волжское слово» опубликовала постановление самарского губернатора Н.В.Протасьева.       

       «Самарским губернатором на основании Положения об усиленной охране издано обязательное для жителей губернии постановление. Им воспрещается:

1. Бесчинство и озорство, хотя бы не нарушающие общественной тишины и порядка, но вызывающие недовольства окружающих (назойливое приставание к кому-либо,.. умышленно резкие расталкивания публики, стрельба и бросание камней в прохожих, в здания, автомобили, экипажи, повозки разного рода).

2. Появление в публичных местах и помещениях в заметно для окружающих нетрезвом виде, нарушающем благопристойность.

3. Вторжение против воли или без ведома другого в его жилье, а также во двор, усадьбу, сад или иное огороженное место.

Постановление было направлено прежде всего против так называемых «горчишников» — жителей самарских окраин: «Солдатской слободки», «Капказа», «Новаго Оренбурга» и местности около «Панского переезда». Эти районы были рассадниками хулиганства. Задиристые люди из беднейшего сословия развлекались тем, что завязывали драки, нередко кончавшиеся поножовщиной и тяжелыми увечьями.

Группы пьяных людей с окраин приставали к прохожим, избивали прилично одетых господ, громили непонравившиеся торговые заведения, били фонари, не давали горожанам ночного покоя. Общим «классовым врагом» у них были «белогорлики» — состоятельные самарцы, носившие по тогдашней моде белые воротнички. Поэтому, когда «горчишники» появлялись на набережной Волги, ее мгновенно покидали приличные граждане. Даже полиция ничего не могла поделать с хулиганами. Самарские газеты пестрели сообщениями: «Драка на Панской — снова «горчишники», «Избит городовой», «Горчишники»- пираты» и т.п. 

С хулиганами нужно было что-то делать, и губернатор Протасьев пошел на крайние меры. В постановлении подчеркивалось: «Виновные в нарушении этих обязательных постановлений подвергаются в административном порядке денежному штрафу до 500 рублей или аресту до 3-х месяцев». Но бесчинства пьяной молодежи продолжались. В июле 1914 года в Ставрополе толпа пьяных призывников разграбила казенную пивную лавку, побила камнями полицию. Протасьеву пришлось направить туда большой отряд полиции во главе с вице-губернатором С.В.Горчаковым, и тот был вынужден расставить вооруженные пикеты у всех винных лавок по маршруту следования призывников. Так боролись с хулиганством в начале прошлого века.

*