12 февраля 1915 года в Самаре было открыто трамвайное движение. Несколько вагонов, украшенных национальными флагами и флагами союзных держав, проследовали из трамвайного парка на Полевой улице до Алексеевской площади, где их ждали многочисленные гости. С ними трамваи и проследовали обратно, приветствуемые толпами любопытных. Несколько позже в здании новой электрической станции был отслужен молебен, на котором присутствовали исполняющий обязанности городского головы В.П.Ушков, руководитель трамвайной комиссии С.Н.Постников, гласные Думы и многие другие именитые граждане.

Первый маршрут пролег от Трамвайного парка (современное депо на ул. Полевой) до Алексеевской площади (ныне пл. Революции). К концу года трамваи в Самаре ездили уже по пяти маршрутам.

Сразу выявилось их преимущество перед действовавшей в городе конкой. Электропоезда развивали в три раза большую скорость — до 22 километров в час. Их не останавливала непогода, они не знали усталости, не требовали овса и были дешевле в обслуживании. Проезд на трамвае стоил 3 копейки, а на конке от 3 до 5, в зависимости от класса. За 5 копеек в то время можно было купить фунт хорошего мяса или полпуда картофеля или пару крупных сельдей. В первый же день выручка трамвайного хозяйства составила 297 руб. 60 коп.

Горожане сразу оценили скорость и удобства нового вида транспорта. Их не отпугнуло даже повышение стоимости проезда в начале 1916 г. Трамвайные линии строились параллельно конке. В итоге уже через два года ее владельцы обанкротились. Трамвай вытеснил конку.


Фотографии самарского трамвая

Открытие трамвая, 1915 год

Улица Фрунзе (Саратовская) с пересечением Некрасовской (Предтеченской), между 1915 и 1922 годами

Иллюстрации с сайта www.samaratrans.info

История самарского трамвая в фотографиях и открытках

Из фотоколлекции авторского сайта Георгия Владимировича Бичурова.


*