В 90-х годах московские застройщики стали возводить огромные башни из стекла, устанавливать вдоль некогда серых проспектов неоновые вывески, от которых голова идет кругом, вкладывать миллионы долларов в строительство сверкающих новые зданий, архитектурный стиль которых один критик удачно назвал «поздним Лас-Вегасом».

Однако с необузданных времен, последовавших за распадом Советского Союза, когда все советское вышло из моды, а все, что пахло западным модернизмом (неважно, насколько безвкусное), пользовалось популярностью, взгляды изменились. Россия президента Владимира Путина с его политическими лозунгами о стабильности, а также восстановлением символов советской эпохи нашла отражение и в меняющемся облике самого большого города Европы.

Сегодня в архитектуре популярен так называемый неосталинизм, названный так в честь стиля, который создал советский диктатор Иосиф Сталин, изменивший облик Москвы после Второй мировой войны. Во времена Сталина были построены семь внушительных небоскребов и масса более мелких их собратьев для того, чтобы подчеркнуть величие победоносного советского государства.

В российской столице, где повысился спрос на дорогие квартиры, а стройки плотным кольцом окружают центра города, новые дома, напоминающие о сталинской эпохе, по словам застройщиков и риелторов, являются хорошим бизнесом.

Один из таких дворцов для новых русских называется «Ностальгия». Еще один — «Триумф-Палас», массивная башня, возвышающаяся недалеко от Ленинградского проспекта, который агенты рекламируют как спроектированную, но так никогда и не построенную восьмую сталинскую высотку.

Роскошное убранство «Триумф-Паласа» отличают такие приметы капитализма, как собственный фитнес-центр, подземная парковка и прямой выход в интернет, в то время как стиль прямо скопирован с кузниц социализма. Шпиль здания был поднят в прошлые выходные на высоту 866,4 футов (более 260 м), благодаря чему оно стало самым высоким жилым домом в Европе. Все 960 квартир были распроданы еще за год до завершения строительства.

Новые здания, говорит эксперт по архитектуре Евгения Микулина, играют на подсознательном желании покупателей быть великими, знаменитыми и уважаемыми.

Однако здания, многие из которых были спроектированы вскоре после прихода Путина к власти в конце 1999 года и сейчас только вступают в строй, являются не только отражением изменений политической и культурной жизни. Они отражают уникальное российское понимание социального статуса.

Если говорить о московских домах, то семь сталинских небоскребов, известных под названием «высотки», считались недостижимой вершиной роскоши, благодаря крепким конструкциям и считавшимся превосходными материалам, высоким потолкам, классическому декору и престижному месторасположению. Их проектировали лучшие архитекторы страны. Сталин лично одобрял ключевые детали.

Напоминающие американские небоскребы 1920-30-х годов, сталинские постройки тоже имеют готические башни и шпили, которые приказал соорудить Сталин. Раньше эти дома сравнивали со свадебными тортами, и это сравнение закрепилось. Только близкие родственники элиты КПСС могли надеяться на получение квартиры в одной из трех «высоток», предназначенных для жилья; никакие деньги тут не помогали.

Актриса Лидия Смирнова вспоминает, что она буквально упала в обморок, когда увидела, насколько красива ее новая квартира, которую ей удалось получить только после обращения к грозному Лаврентию Берии. Тот факт, что большая часть работ по строительству домов была выполнена сталинскими заключенными, похоже, никогда не подмачивал их репутацию.

Даже спустя десятилетия по окончании строительства сталинские здания сохранили свою ауру эксклюзивности — особенно когда россияне сравнивают их с низкопробными блочными домами 1960-70-х годов, которые сейчас доминируют в Москве и других российских городах.

«На протяжении многих лет заветной мечтой каждого советского человека было жить в сталинском небоскребе», — говорит Микулина.

Новые здания, построенные в сталинском стиле, явно рассчитаны на покупателей, у которых есть деньги купить то, что раньше нельзя было купить ни за какие деньги, причем получив дополнительные услуги, которые не могут предложить приходящие в упадок и неухоженные оригиналы.

«Для покупателей, — говорит Микулина, — это сон наяву, нечто, что выглядит старо и чудесно, но является новым, с работающим водопроводом, доступом в интернет и современным убранством.

Тем не менее многие критики назвали их жалким подобием оригиналов.

«Сталинские дома украшали город, в то время как эти здания украшают только сами себя. В них все говорит о богатстве и элитарности людей, которые там живут», — говорит директор Института искусствознания Алексей Комеч. Он сравнивает облик новых домов с игральными автоматами, разве что без ручки.

В прошлом году специализированный архитектурный журнал окрестил данный стиль «капиталистическим реализмом» — пародия на «социалистический реализм», существовавший при Сталине.

Быть может, это и так, но риелторы утверждают, что «ностальгия» даже в эрзац-варианте прекрасно продается, и недешево.

Строительство «Триумф-Паласа» началось в 2001 году и должно закончиться в следующем году, а все квартиры в нем уже проданы по цене в среднем по 450 тысяч долларов, говорит агент по недвижимости Лариса Кулагина.

«Сталинские небоскребы всегда были символом того, к чему все стремились в советские времена. Вот почему многие, кто вырос в советское время, ассоциируют данный стиль с престижем», — добавляет она.

У дома «Ностальгия» типичная история.

Построенный фирмой московского правительства «Главмосстрой», он был спроектирован в 2000-м и завершен в прошлом году.

«Наша компания устала от всей это современной архитектуры 90-х, и мы решили попробовать неосталинизм», — говорит Валерий Гапаев, один из руководителей компании.

Поднявшись в престижном районе к западу от центра города, с видом на березовую рощу и водоем, «Ностальгия» напоминает сталинские дома, которые построены вдоль набережных.

«Ностальгия» означает особую эпоху строительства в Москве. Для нас она означает также ностальгию по детству», — говорит Кирилл Максимов, 30-летний бизнесмен, который собирается купить одну их квартир.

У «Ностальгии» есть и свои проблемы. Крыша протекает, обещанный подземный гараж так и не был завершен, не закончены некоторые из обещанных объектов, например спортивная площадка, говорит Ирина Линкова, сотрудница фирмы, которая занимается обслуживаем дома.

Однако она свидетельствует, что этот дом пользуется большим успехом у московской элиты, привлекая известных актеров, профессиональных спортсменов, политиков, врачей, большинство из которых тратят дополнительно многие тысячи долларов на переоборудование своих апартаментов, прежде чем переезжать.

Сьюзан Б. Грейссер

25 ДЕКАБРЯ. The Washington Post.

Перевод на InoPressa.ru

InoPressa.ru

*