Такого успеха в истории российского сериала еще не было. Рейтинги первых двух серий «Мастера и Маргариты» оказались выше, чем у Владимира Путина в новогоднюю ночь.

На российском телевидении продолжается эпоха экранизации классики. Первым грандиозным успехом стал «Идиот» по Достоевскому на канале «Россия». В Москве доля аудитории сериала в первый день показа составила почти 35%. Тогда все поняли, что деньги можно зарабатывать не только на юморе и бандитских сериалах, но и на произведениях из школьной программы. На НТВ, правда, «Дело о мертвых душах» оказалось провальным. В середине показа сериал сдвинули на ночь, чтобы не мешал зарабатывать деньги. Самая успешная серия добралась только до 9% доли аудитории. Недавно вышедший на Первом канале сериал «Есенин» — не экранизация классики, но рассказ о жизни классика. Получилось 32% доли московской аудитории в первый день показа. У сериалов «Баязет», снятому по Пикулю, и «Штрафбат» тоже неплохие цифры. Но с успехом «Мастера и Маргариты» не сравнится ничто. В первый день показа сериал имел долю аудитории по Москве 59% при рейтинге 30%. Рейтинг новогоднего обращения президента в прошлом году был 28% при доле аудитории 53%.

До этого долю в 50% (причем не в Москве, а в целом по России) набирали лишь несколько телепроектов — ежегодные новогодние концерты Максима Галкина и сериалы «Участок» и «Диверсант», немного недотянули до 50% фильмы «Титаник», «Азазель» и «Водитель для Веры».

На «Мастера» Владимира Бортко (именно он снимал в свое время не только знаменитое «Собачье сердце», но и «Идиота» для «России») канал выделил самый большой бюджет для сериального производства — только на съемки более $5 млн. (на 10 серий). Обычно серия сериала прайм-тайм стоит около $150 тыс. Плюс обязательные расходы на промотирование сериала.

Рекламная кампания «Мастера и Маргариты» была вполне заметной, если оказалась бы единственной в городе, — две буквы М на огненном фоне. Но на московских биллбордах в то же время появились и герои «Дневного дозора»: чего, например, стоит острый язычок Жанны Фриске в роли ведьмы Алисы Донниковой. Масштабная рекламная кампания «Дневного дозора», совпавшая с показом «Мастера и Маргариты», имеет еще один, тайный смысл. «Мастер» снимался при участии руководства канала «Россия». «Дозор» — детище гендиректора Первого канала. На борьбу за лидирующую позицию на рынке по итогам года «Россия» и «Первый» бросили лучшие силы. При этом получилось так, что вампиры и ведьмы из «Дозора» подогрели интерес к Булгакову. Он вышел первым.

Программирование телевизионной сетки — одна из важных составляющих успеха. «Мастер» встал в прайм-тайм в обычную для российских премьерных сериалов линейку, после новостей и «Спокойной ночи, малыши». Стоять напротив финальных серий любимого зрителями российского «мыла» непросто: на Первом канале как раз заканчивался сериал «За все тебя благодарю». И программная дирекция «России» пошла на хитрости, создав для телезрителей условия благоприятного просмотра: во многих сериях, особенно в первых, вообще не было рекламы. В других ее показывали мало и лишь в конце. Первые серии вообще спарили, чтобы зацепить зрителя.

Другой важный момент — сериал не имеет традиционного утреннего повтора. Специально, чтобы у зрителя не оставалось выбора: или смотри сейчас, или жди выхода на DVD. Есть и психологический эффект выхода сериала именно сейчас. Несмотря на то, что в книге все действие происходит летом, смотреть «Мастера и Маргариту» хорошо именно под Новый год. Телевизионное переложение романа на предновогодний телеэкран читается как новогодняя сказка.

Наша фантазия — еще одна составляющая успеха. Булгаков не описывал подробно внешность многих своих героев. Поэтому Маргарита у каждого была своя. Как оказалось, актеров из «Мастера и Маргариты» необязательно было развешивать по городу, интерес к кастингу и съемкам активно подогревала пресса. Газеты вспоминали, как не вышла в свет экранизация режиссера Юрия Кары, о том, что на фильмах по «Мастеру и Маргарите» лежит заклятье. И дальше уже каждый шаг Владимира Бортко был под пристальным вниманием прессы. Ждали скандала. В результате экранизация была обречена на упреки, причем вне зависимости от того, как бы Бортко фильм ни снял. Снял близко к тексту — обозвали бы киноверсией книги, напридумывал бы чего-нибудь, сказали бы — правит классиков. С мелкими упреками можно соглашаться: Басилашвили староват и недостаточно «демоничен», кот Бегемот напоминает тюзовскую куклу, а Безруков, наверное, теперь навсегда останется Есениным.

N48 (462) / Декабрь 2005 /

МИЛА КУЗИНА

"Профиль"

*