Огромное влияние на развитие культуры Самарского края оказал эвакуированный в Куйбышев коллектив Государственного академического Большого театра Союза ССР. Первый поезд с его артистами прибыл в город 6 ноября 1941 года. Среди москвичей были всемирно известные певцы Иван Козловский, Максим Михайлов, Марк Рейзен, Валерия Барсова, балерина Ольга Лепешинская, пианисты Лев Оборин и Эмиль Гилельс, композитор Дмитрий Шостакович, главный дирижер театра Самуил Самосуд, другие известные мастера искусств.

Огромное влияние на развитие культуры Самарского края оказал эвакуированный в Куйбышев коллектив Государственного академического Большого театра Союза ССР. Первый поезд с его артистами прибыл в город 6 ноября 1941 года. Среди москвичей были всемирно известные певцы Иван Козловский, Максим Михайлов, Марк Рейзен, Валерия Барсова, балерина Ольга Лепешинская, пианисты Лев Оборин и Эмиль Гилельс, композитор Дмитрий Шостакович, главный дирижер театра Самуил Самосуд, другие известные мастера искусств.

Их разместили в помещении школы № 81 на Самарской площади, учащиеся которой были на каникулах. Известная арфистка ГАБТ, народная артистка СССР Вера Дулова впоследствии так вспоминала об этом: «Разгородив классные комнаты простынями и еще Бог знает чем, мы получили вполне приличную жилплощадь». Питались бутербродами и чаем из школьного титана. Некоторых эвакуированных взяли к себе домой их знакомые — артисты местных театров. А 10 ноября городские власти передали Большому театру целый жилой дом на улице Некрасовской, 17. Коренных его жильцов разместили по другим домам.

В распоряжение ГАБТ была предоставлена сцена местного оперного театра. Москвичи приехали в Куйбышев без декораций и костюмов, но очень хотели работать. Поэтому первое время они давали только концерты и отрывки из опер в концертном исполнении. Уже 11 ноября в городе появились афиши, приглашавшие на встречу с коллективом Большого театра. А13 ноября состоялся первый концерт, в котором выступили все ведущие солисты, балет и хор ГАБТ. Позже в таких концертах стали принимать участие и актеры местных театров.

Известный артист Куйбышевского драматического театра Георгий Шебуев в своей книге «Актерское счастье» вспоминал, как однажды его пригласили выступить в одном из концертов Большого театра с монологом Эгмонта из одноименной трагедии Гете. Музыку Бетховена исполнял оркестр ГАБТ, песни Клерхен пела народная артистка Мария Максакова. Зрители остро ощущали духовную связь между борьбой Эгмонта с испанскими захватчиками и войной с фашистам и горячо аплодировали артистам.

Пользуясь тем, что Всесоюзное радио тоже находилось в Куйбышеве, коллектив ГАБТ взялся за подготовку цикла передач «Великая русская музыкальная культура». Первая такая передача состоялась 23 ноября 1941 года. Солисты Большого театра и работники Всесоюзного радио Е.Сливинская, С.Стрельцов, И.Муромцев, Л.Ашкенази исполнили романсы на стихи Пушкина и Лермонтова. Прозвучали отрывки из оперы Даргомыжского «Русалка». И позже дважды в неделю по радио в исполнении музыкантов Большого театра транслировались концерты из произведений Глинки, Чайковского, Мусоргского, Прокофьева, Шапорина.

За два года работы в Куйбышеве коллектив ГАБТ восстановил почти весь свой московский репертуар и даже поставил новый балет «Алые паруса». Артисты часто выступали в воинских частях, в госпиталях Куйбышева, в цехах заводов, в колхозах области. Вот как писала об этом в феврале 1942 года областная газета «Волжская коммуна».

«Лучший оперный театр страны — Государственный Академический Большой театр Союза ССР на протяжении многих лет занимает ведущее место в организации военно-шефской работы. По приезде в Куйбышев артисты театра развернули ее в частях Приволжского военного округа и на призывных пунктах, в красноармейских клубах. За время своего пребывания в Куйбышеве военно-шефская комиссия Большого театра провела 97 концертов для Красной Армии. В числе энтузиастов шефской работы — такие имена как лауреаты Сталинской премии народные артисты СССР В.В.Барсова и М.Д.Михайлов, заслуженные артисты РСФСР Е.К.Межрауп, С.Н.Стрельцов и др.

Артисты Большого также руководят самодеятельными кружками в воинских частях. Балетмейстер Р.В.Захаров режиссирует у красноармейских плясунов, хормейстеры М.Ю.Шорин и А.Б.Хазанов разучивают в хоровых кружках произведения классиков и советских композиторов, солисты оркестра Штейман, Игнатенко, Леонов, Майоров, Вильчинский занимаются с красноармейцами музыкальных команд, повышают их квалификацию. Душой шефской работы являются главный хормейстер театра М.А.Купер, инспектор оперы Г.А.Бутусова, солист оперы И.М.Скобцов, солист балета В.Я.Хрусталев».

Немало концертов провел театр в фонд строительства танковой колонны и эскадрильи штурмовиков «Советский артист». 12 января 1943 года в театре оперы и балета прошел большой ночной концерт, в котором вместе с солистами Большого приняли участие ведущие исполнители куйбышевских театров и филармонии. Весь сбор от концерта был передан в фонд строительства авиаэскадрильи «Валериан Куйбышев». 5 марта 1942 года оркестр Большого театра впервые исполнил Седьмую (Ленинградскую) симфонию Дмитрия Шостаковича. Концерт транслировался всеми радиостанциями страны и имел огромный резонанс в мире.

До лета 1943 года жил и работал в Куйбышеве коллектив ГАБТ. В благодарность за помощь куйбышевцев в это трудное время, его артисты после войны не раз приезжали на Волгу со своими новыми работами, а также с историческим репертуаром военного времени. Как и прежде, они всегда находили здесь теплый прием и горячих поклонников своего таланта.

«Мы помним ту войну».

© Проект Медиа Группы «Ваш выбор»