Праздник День народного единства имеет глубокие исторические корни. 4 ноября 1612 года народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского начало освобождение Москвы от иностранных интервентов. В 1649 году указом царя Алексея Михайловича этот день объявлен государственным праздником. Кроме того, 4 ноября — это День Казанской иконы Божьей Матери, с заступничеством которой россияне связывают победы народного ополчения и изгнание интервентов. Так что это еще и День народного ополчения.

В ноябрьские дни 1941 года, когда под Москвой шли ожесточенные бои, вместе с частями Красной Армии натиск врага отражали также добровольцы из народного ополчения. По опыту Отечественной войны 1812 года ополчение создавалось из людей, не подлежащих мобилизации – из способных носить оружие стариков, подростков, молодых женщин, а также из работников оборонных предприятий. В Москве было сформировано 16 таких дивизий, в Ленинграде 10. В тыловом Куйбышеве народное ополчение начало создаваться 8 июля 1941 года и состояло из 9 полков и 3 отдельных батальонов. К концу августа в него записалось почти 70 тысяч добровольцев со всей области.

Дружины народного ополчения охраняли от диверсантов мосты, железнодорожные пути, склады горючего, электроподстанции и другие важные народнохозяйственные объекты. Боевого оружия в первый год войны не хватало даже регулярным частям, поэтому добровольцы вооружались, чем могли: охотничьими ружьями, самопалами, казацкими шашками и даже вилами. Для того чтобы дружины могли нормально функционировать, на местных предприятиях для них стали изготавливать различный инвентарь — от саперных лопат до походных кухонь и котелков.

Обучение военному делу шло после работы, три раза в неделю не менее двух часов в день. В выходные занимались 6 часов по полной полевой программе для не служивших в армии. Ополченцев учили подниматься ночью по тревоге, отражать нападение парашютных десантов, ходить в разведку, выполнять различные тактические задачи.

В Похвистневском районе ополченцы проходили военно-конное обучение. Там был сформирован целый кавалерийский эскадрон, основу которого составляли конники колхозов «Канаш», «Боевик» и «Любзавод». На заводе имени Масленникова ополченцев учили водить автомобили и мотоциклы. При спортивном обществе «Спартак» из добровольцев была создана лыжная секция. Ее бойцы участвовали в военизированных походах, училась штыковому бою, гранатометанию, другим боевым действиям. А в госпиталях Куйбышева на курсах медсестер обучалось свыше 500 девушек. Все без исключения ополченцы проходили строевую и огневую подготовку.

Служба в народном ополчении не освобождала от основной работы. Днем добровольцы стояли у станков, а ночью патрулировали улицы, дежурили на крышах домов, охраняя их от возможного попадания зажигательных бомб. Об одном из колхозных ополченцев, 60-летнем Андрее Васильевиче Постникове, газета «Волжская коммуна» писала: «Днем он работает в кузнице села, а ночью, после непродолжительного отдыха, охраняет колхозные амбары с зерном».

Тысячи добровольцев народного ополчения Куйбышевской области в годы войны были готовы в любую минуту подняться по тревоге. Они не только дежурили по ночам, но и участвовали в строительстве Куйбышевского оборонительного рубежа – самой мощной и укрепленной линии в истории Самарского края. К счастью, она не понадобилась в годы Отечественной войны. Не потребовалась Красной Армии и помощь самарского народного ополчения. Но мы всегда будем помнить про решимость наших дедов и отцов с топорами и вилами в руках встать на защиту Отечества.

*