В дни, когда над Москвой нависла угроза захвата ее гитлеровскими войсками, Государственный Комитет Обороны принял решение о строительстве тылового оборонительного рубежа, который должен был пройти вдоль Волги от Горького до Астрахани. Географически он был поделен на несколько укрепрайонов. Строительство Куйбышевского участка началось 26 октября 1941 года.

В более чем четырехвековой истории Самары оборонительные линии близ города возводились не раз. Нашим пращурам приходилось защищаться от ногайцев, калмыков, татар, от своевольных отрядов Разина и Пугачева. Во время гражданской войны оборонительный рубеж близ Самары для сдерживания войск Колчака возводил известный военный инженер Дмитрий Карбышев. Но никогда еще в наших краях не приходилось строить столь мощную и протяженную линию обороны как в 1941 году.

Она проходила по территории Ставропольского, Ново-Буянского, Шигонского, Сызранского, Новоспасского и Майнского районов Куйбышевской области и имела общую протяженность 450 километров. Для ее возведения в порядке трудовой повинности было мобилизовано почти все трудоспособное местное население. На строительство направлено 85 гусеничных и 220 колесных тракторов, 92 грузовых автомобиля и свыше 3000 конных подвод.

Работы вело 4-е управление Военно-полевого строительства Наркомата обороны. Специально для возведения этого рубежа была создана 4-я саперная армия, командовал которой заместитель наркома внутренних дел, комиссар госбезопасности 3-го ранга С.Н.Круглов.

Строительству оборонительных рубежей у запасной столицы — города Куйбышева — придавалось особое значение. Об этом говорит тот факт, что из четырех бригад, входивших в состав саперной армии, три работали в Куйбышевской области. В общей сложности этот укрепрайон возводили 22 тысяч военнослужащих и более 100 тысяч человек местного населения. За три зимних месяца было построено 900 дотов, дзотов и других заградительных точек. С помощью подручных материалов и естественных складок местности создана мощная противотанковая полоса протяженностью 230 километров. На территории области было построено 25 полевых аэродромов. Подготовлены к подрыву все мосты на основных дорогах.

Работы на строительстве куйбышевской оборонительной линии продолжались до конца января 1942 года. Лишь после разгрома фашистских войск под Москвой они стали свертываться. Но опыт возведения оборонительных сооружений пригодился. Саперы 4-й армии воевали потом на многих фронтах Великой Отечественной и хорошо помогали Красной Армии громить врага.