21 октября 1941 года работники эвакуированного в Куйбышев московского Первого подшипникового завода собрали небольшую пробную партию своей продукции. Этот день с полным правом можно назвать днем рождения первого самарского подшипника и нового завода, которому вскоре дали название 4ГПЗ.

Подшипниковая промышленность Самары закладывалась в те трагические дни, когда фашисты подступали к столице. Свой первый удар по Москве с воздуха гитлеровцы нанесли через месяц после начала Великой Отечественной войны.

Тысячи «зажигалок» обрушились на предприятия столицы. Множество их упало на главный корпус 1-го государственного подшипникового завода — единственного в то время предприятия зарождающейся в стране подшипниковой промышленности. В конце июля фашистская авиация повторила налет, обрушив на завод десятки тонн фугасных бомб. Ночные бомбардировки продолжались весь август. Враг знал, что без московских подшипников не сдвинется с места ни один танк, не взлетит самолет, не поедет автомобиль.

В августе 1941 года правительство приняло решение срочно перебазировать 1-й ГПЗ из Москвы. Представители завода выехали в Саратов, Томск, Свердловск и Куйбышев для выбора площадки. В Куйбышевском горкоме партии им сказали: «Любое здание, пригодное для производственных нужд, считайте своим». Москвичи выбрали комплекс строений из красного кирпича на Северо-Востоке города, который носил название Линдовского городка. Когда-то здесь размещался гусарский полк, а после революции квартировали различные воинские части. В бывших конюшнях вполне можно было разместить станочное оборудование, а в казармах — семьи подшипниковцев. В Москву полетела телеграмма: адрес для «шарика» найден, можно отправлять оборудование.

Эшелоны грузились один за другим, их было ровно шестнадцать. Первый прибыл в Куйбышев в начале сентября. К концу месяца на разгрузочных площадках стояло около четырех тысяч станков. В бывшем вещевом складе Линдовского городка разместили автоматно-токарный цех, в другом складском помещении — цех точных подшипников. В первых числах октября москвичи выточили первую сотню подшипниковых колец. Затем последовала их термическая обработка и шлифовка. А 21 октября собрали пробную партию подшипников. Ровно через месяц, 21 ноября на оборонные заводы страны была отправлена первая промышленная партия — 70 тысяч штук шариковых подшипников. Это был важный совместный вклад москвичей и куйбышевцев в оборону страны.

В декабре 1941 года завод выпустил 60 тысяч подшипников, в два раза больше, чем намечалось ранее. На станции Безымянка в помещениях бывших железнодорожных мастерских налаживалось производство роликовых подшипников — будущий 9ГПЗ. В августе 1942 года за успешную производственную деятельность Куйбышевский подшипниковый завод был награжден переходящим Красным знаменем Государственного комитета обороны, а в январе 1943 года на знамени предприятия появился орден Ленина. Тогда же 140 рабочих и командиров производства были награждены правительственными наградами, а группе заводских конструкторов присвоено звание Лауреатов государственной премии. В годы войны Куйбышев был центром всей подшипниковой промышленности страны.

*