Вооружившись новым большинством в парламенте, российский президент Владимир Путин во вторник заявил, что Кремль рассмотрит возможность отобрать активы, незаконно приобретенные самыми богатыми людьми страны и ввести большие новые налоги, чтобы вернуть часть приватизированных природных богатств.

Приоткрыв завесу над тем, как он будет править, если его изберут на второй срок, российский президент сказал, что «быть спокойными и крепко спать» могут лишь те бизнесмены, которые соблюдали закон при приобретении активов. Он заявил, что российскому бизнесу пора помочь изменить положение 31 млн россиян, живущих в бедности.

«Деловое сообщество не может и не должно оставаться в стороне и уклоняться от решения социальных проблем, — сказал Путин, выступая перед руководством Торгово-промышленной палаты. — Государство имеет право рассчитывать на социальную активность делового сообщества».

Выступление Путина во вторник и его ответы на вопросы, заданные в прямом эфире на прошлой неделе, указывают на то, что Кремль намерен извлечь выгоду из результатов парламентских выборов, прошедших 7 декабря.

У партий, которые помогали блокировать предыдущие попытки правительства обложить налогом «лишние» прибыли и держать в узде влиятельные нефтяные и газовые компании, большинство из которых контролирует горстка миллиардеров-олигархов, впервые после распада СССР нет или почти нет голосов в парламенте.

«Мотив всего этого очень прост: правительство считает, что его доля в прибылях нефтяного сектора должна быть больше, — заявил Стивен Дашевский, московский аналитик Aton Capital Group. — Правительство думает, что пришло время чуть большей социальной справедливости и равенства».

Путин заверил руководителей бизнеса, что правительство не планирует пересматривать масштабную приватизацию 90-х годов, но с важной оговоркой.

«Ничего подобного на повестке дня не стоит», — сказал он по поводу опасений, что государство отменит право частной собственности. Но добавил: «Это не относится к людям, которые не соблюдали закон».

Путин призвал к введению новых экспортных пошлин и налогов на добычу полезных ископаемых для контроля над «добавочной» прибылью. Недавно он высказывал предположение, что такие налоги могут достигать 3 млрд долларов в год, хотя, по мнению некоторых аналитиков, сумма может быть в 10 раз больше.

Как минимум две партии, защищающие интересы бизнеса, получали большую финансовую поддержку от бывшего генерального директора ЮКОСа Михаила Ходорковского, самого богатого человека России, в октябре арестованного, как считают многие, за свою политическую активность. Ходорковский, находящийся под стражей по обвинениям в мошенничестве и уклонении от уплаты налогов, во вторник проиграл дело об освобождении до суда, который состоится в будущем году.

«Я не ждал милосердия и благожелательности, но надеялся, что суд будет придерживаться буквы и духа закона», — заявил Ходорковский после слушаний через своего адвоката.

По мнению многих аналитиков, Путин боится дать Ходорковскому свободу и доступ к его состоянию в 8 млрд долларов из-за того, что миллиардер может повлиять на президентские выборы, назначенные на 14 марта. Пока Путин является единственным серьезным кандидатом, но Ходорковского называют его возможным соперником.

В своей речи Путин, похоже, выделил несколько богатых олигархов, подобных Ходорковскому, которые получили доступ к природным богатствам России в ходе сомнительных приватизационных сделок.

«Постоянно приходится слышать, что законы были запутанными и соблюдать их было невозможно. Да, законы были сложными и запутанными, но соблюдать их, безусловно, было можно. Все, кто хотел, соблюдал их. То, что пять-семь человек не соблюдали законы, не означает, что так поступали все», — заявил президент.

Хотя Путин повторил, что «кампании по пересмотру» приватизации не будет, он сказал: «Те, кто умышленно обманывал, не должны быть в лучшем положении по сравнению с теми, кто вел себя надлежащим образом и подчинялся закону».

Отвечая на прошлой неделе на вопросы в прямом эфире, Путин пожаловался, что развитые страны получают 80% сверхприбыли от добычи нефти, а Россия только 50%. Он заявил, что в прошлом году предложение увеличить долю государства в «сверхприбыли» не прошло в парламенте из-за «лобби нефтяных компаний».

Станислав Белковский, генеральный директор Совета по национальной стратегии, предупреждавший о растущей политической и экономической мощи олигархов, сказал, что Путин ясно дал понять, что приватизационные сделки 90-х годов еще не узаконены.

«Это не означает, что все олигархи непременно окажутся в тюрьме, как Ходорковский, — заявил Белковский. — Но крупный бизнес должен быть готов на серьезные уступки по ряду социально важных вопросов», в том числе на новые налоги для финансирования социальных программ.

Пока непонятно, как далеко зайдет Кремль, вводя новые налоги. Аналитик Aton Дашевский сказал, что предложение обложить налогом нефтяные резервы, а не производство нефти, может стоить «Лукойлу», второй по величине российской нефтяной компании, 20 млрд долларов в год. Другое предложение, по его словам, заключается в том, чтобы объявить правительство собственником всех природных ресурсов, а частным компаниям присвоить статус операторов.

«Обе эти идеи кажутся безумными, — заметил он. — Но они свидетельствуют о сегодняшнем ходе мыслей правительственных чиновников».

Ким Мерфи

25 ДЕКАБРЯ. Los Angeles Times.

InoPressa.ru

*