В художественной галерее «Вавилон» открылась совместная выставка двух санкт-петербургских мастеров — Ивана Дьякова и Анны Векслер. В экспозицию вошли авторские эмали и декоративные панно.

Ивана и Анну в Самаре знают давно. И эта выставка далеко не первая на их счету. Поэтому почитателей их очевидного и неоспоримого таланта в нашем городе хватает. Как, впрочем, и покупателей.

Иван Дьяков работает в технике горячих лиможских эмалей. Создать эмаль – это нечто иное, чем написать картину. Изображение должно быть нанесено на лист металла, желательно драгоценного. Основой горячей эмали может служить только золото, серебро или медь, на других материалах она просто не держится. Наносить сам красочный слой художнику приходится в несколько этапов. Эмаль не растекается, не скользит по «листу». Панно художник «лепит» многослойно, тоненькой кисточкой, нанося на металл множество мелких точек. Каждый такой слой последовательно обжигается в специальных печах при очень высоких температурах (свыше 1000 градусов). При обжиге эмаль может показать свое «коварство»: стоит ее передержать или вынуть из печи на несколько секунд раньше, она меняет свой цвет.

Очевидно тяготение Ивана к абстракции. Но есть у него и живописные сюжеты, и портреты. К примеру, эмаль «Лик». По тому насколько профессионально выполнены портреты можно судить о таланте Ивана как художника-монументалиста и о совершенстве владения материалом. Его работы нельзя отнести к обычным перегородчатым эмалям, которые «базируются» в основном на цвете. Ведь «сделать» портрет в технике эмалей очень сложно. И не только потому что требуются определенные умения и навыки. Необходимо в первую очередь другое – изобразительный дар, умение видеть и передавать выражение глаз, эмоциональность, одухотворенность.

Что касается, сюжетных картин, то таких работ у Ивана Дьякова немного, но они есть. Например, «Часы регги» и «Джунгли». На одной из них – растоман, играющий на бубне, на другой – тропические заросли. Яркие запоминающиеся эмали. Но опять же эти образы условны, они угадываются, «читаются», благодаря каким-то отдельным элементам, настроению, которое создает цвет. Кстати, цвет для Ивана – основополагающий момент. Возможно, именно цвет «заставил» Ивана – потомственного художника отойти от живописи и заняться эмалями. А где цвет, там и абстрактные образы, которые передать каким-то другим способом невозможно. Поэтому в работах Ивана гораздо чаще встречаются условные, а не конкретные образы.

Чем интересен Иван и притягательно его творчество? Во-первых, он отличается работоспособностью и считает, что выразить себя в той или иной технике можно только, научившись ею владеть. Владеть идеально и чувствовать тот материал, с которым имеешь дело. Для Ивана это принципиально. Он не приемлет несовершенства. Но опять же не стоит «зацикливаться» на технологии. Иван, прежде всего, художник. Следовательно, для него немаловажным является зрительный визуальный образ – законченная идея, воплощенная в форме, и цвет. Почерк Ивана узнаваем. Его индивидуальный стиль трудно спутать с чьим-то другим. Его работы философичны и глубоки.

Что касается, творений Анны Векслер, то они не менее талантливы. Работает она с цветом и различными материалами. В это раз на выставке не показаны гобелены, но заочно можно сказать, что и они выполнены на таком же высоком уровне и предают характер персонажа, если это портреты, и настроение, если это абстракция. Представлены на экспозиции и коллажи, и диванные подушки.

Иван Дьяков

Родился в 1971 году в городе Чебаркуле Челябинской области. Первой школой стала студия изобразительного искусства под руководством отца (тоже художника) Василия Николаевича Дьякова.

В 1998 году окончил Санкт-Петербургскую художественно-промышленную академию (бывшее ЛВХПУ им. Мухиной) по специальности монументально-декоративная живопись. С 1995 года работает в технике горячей эмали. В 2000 году вступил в Союз художников России. Участник международного семинара «Искусство без границ» и многочисленных выставок у нас и зарубежом. Произведения художника находятся в частных коллекциях России, Швеции, Финляндии, Америки, Германии, Швейцарии, Голландии и Китая.

Большинство картин Ивана Дьякова выполнены в технике Лиможских эмалей, которая возникла еще в середине XV века во Франции.

Анна Векслер

Родилась в 1972 году в городе Ленинграде. Окончила ЛХУ им. В.А. Серова (отделение скульптуры), а 2000 году – Санкт-Петербургскую художественно-промышленную академию (кафедру художественного текстиля). Член Союза художников и постоянный участник выставок и вернисажей. Покорила коллекционеров в России, Германии, Швеции, Финляндии, Америки.

Работает как в технике традиционного ткачества (гобелен), так и много экспериментирует с современными материалами. Занимается актуальной «текстильной» абстракцией.

*