Протеин под названием TRIM5-альфа, судя по всему, является частью врожденной иммунной системы животных, которая ищет в организме вирусы и блокирует их болезнетворные возможности. У человека вырабатывается вариант белка TRIM5-альфа, который на 87 процентов идентичен белку обезьян, однако не способен противостоять СПИДу. Ученые надеются найти способ модифицировать человеческий белок или использовать для лечения и профилактики белок, взятый у обезьян.

Об этом открытии исследователей Института рака им. Дана и Фарбера в Бостоне и Гарвардской медицинской школы с коллегами пишет Wall Street Journal в материале, перевод которого публикует Inopressa.ru.

Директор Национального института аллергии и инфекционных заболеваний Энтони С. Фаучи говорит, что данное открытие позволяет лучше узнать цикл жизни ВИЧ и «открывает новые пути лечения на ранних стадиях заражения ВИЧ, до того как вирус укоренится в организме».

Открытие является результатом почти десятилетней работы по изучению причин, почему ВИЧ заражает одних животных и не заражает других. Ученых давно интересовало, почему некоторые обезьяны, например макаки-резус, бабуины и мангобеи, не заболевают СПИДом.

Было ясно, что в организме у обезьян вырабатывался какой-то мощный фактор, блокирующий ВИЧ.

Ученые совершили поистине героические усилия, выделив ген, ответственный за производство этого защитный фактора, из 40 тысяч других генов обезьяны.

Это напоминало поиск иголки в стоге сена, говорят ученые. Они составили базу данных по всем 40 тысячам генов. Затем каждый ген был помещен в человеческие клетки, которые в обычных условиях легко подвергаются заражению ВИЧ. Затем ученые подвергли клетки заражению ВИЧ-инфекцией и наблюдали за результатом.

Для того чтобы отличить больные клетки от тех, которые остались незараженными, ученые особым образом «пометили» и отслеживали вирус, испускающий зеленый флуоресцентный свет. Одна из культур оказалась особенно устойчивой.

Оказалось, что клетки, несущие ген, ответственный за производство протеина TRIM5-альфа, не подвергались заражению, вне зависимости от интенсивности воздействия вируса. Они оставались темными.

Ученые говорят, что еще предстоит выяснить, как работает белок и существуют ли его варианты у людей, которые могут защищать от СПИДа. В будущем TRIM5-альфа поможет разработать методы лечения и профилактики СПИДа.

26 февраля 2004 г., 17:38