Сотни рецептов приготовления пусть не всегда вкусных, зато недорогих и полезных продуктов питания появились в военные годы. В основном это были заменители продукта номер один – хлеба. Из-за дефицита муки его пекли порой даже из отрубей с добавлением древесных опилок. Был также ржаной хлеб с истолченными дубовыми желудями, хлеб с подсолнечным жмыхом, с гречневой и пшенной мукой, с различными овощными добавками.

Самым распространенным видом недорогого, но калорийного продукта был хлеб с картофелем. Его готовили так. Картошку сначала варили и очищали от кожуры, потом толкли и пропускали сквозь сито. В полученную массу добавляли муку, дрожжи, соль. Тесто раскладывали в формы и долго выстаивали в теплом месте – процесс брожения сдерживал картофель. Но когда тесто все же подходило, формы ставили в печь и получали довольно тяжелый, сыроватый внутри, но все же вполне съедобный и питательный хлеб. Гораздо вкуснее его был хлеб из смеси ржаной и овсяной муки. Просто из овсяной муки буханки не получались – в ней мало клейковины. Но зато для приготовления каш и киселей овес был незаменим.

В годы войны продукты питания были стратегическим товаром. В дело шел весь урожай полей и огородов, и даже из простых овощей волжане умудрялись готовить деликатесы и сладости. Так Сенгилеевский плодозавод Куйбышевской области разработал рецептуру приготовления варенья из кабачков и джема из тыкв. Даже перезревшие помидоры на заводе не пропадали – из них делали вино.

Газета «Волжская коммуна» писала о состоявшейся здесь в октябре 1941 года дегустации новых продуктов. О качестве вина в заметке ничего не говорилось, а вот джем из тыквы газета похвалила и отметила, что по вкусу он не уступает лучшим фруктовым джемам. Опыт сенгилеевцев взяли на вооружение Сергиевский и Исаклинский пищекомбинаты.

В большом дефиците в годы войны было хозяйственное мыло. Не имея его, население использовало для стирки одежды «щелок» — растворенную в воде древесную золу. Производство мыла сдерживал недостаток сырья – животных жиров. Поиски их заменителей шли почти всю войну, и небезуспешно. Для варки мыла в нашей области использовали сальные обрезки с кожевенных заводов, шквару с колбасных фабрик, шерстяной и валяльный жир, жмых и даже арбузные и тыквенные семечки.

Но, пожалуй, самым экзотическим сырьем для производства мыла были майский жук. Специалисты установили, что в подсушенном виде он содержит до 12 процентов жира. Были даже определены территории для заготовки жука – Борский, Кузоватовский, Шенталинский, районы. Газета «Волжская коммуна» в феврале 1942 года писала, что «опыты с варкой мыла из жука, произведенные в Борском районе, дали весьма хорошие результаты». Таким образом, отмечала газета, для варки мыла сырье можно найти в любом районе, требуется только инициатива и энергия работников на местах.

Инициативы и энергии у куйбышевцев хватало. Об этом говорят цифры роста выпуска продуктов питания на местном ликеро-водочном заводе. В сентябре 1941 года он освоил производство концентратов для фронта и дал первые 320 тонн брикетированных супов, каш, киселей. А параллельно выпустил тысячи бутылок с противотанковой зажигательной жидкостью – «коктейлем Молотова». К концу 1941 года выпуск концентратов вырос в три раза. А в последующие годы «ликерка» разработала для Красной Армии 26 наименований различных пищевых концентратов, за что была неоднократно отмечена премиями и Переходящими знаменами ВЦСПС и Наркомата пищевой промышленности СССР. Живя впроголодь, питаясь суррогатами, трудящиеся нашей области все лучшее отдавали фронту и с каждым днем приближали Победу.

*