Путинский отказ от участия в предвыборной кампании подробно освещается в российских СМИ ("New York Times")
Владимир Путин, очевидный победитель президентских выборов в России в следующем месяце, говорит, что не будет принимать участия в предвыборной кампании. Однако по освещению в СМИ такого не скажешь. Подконтрольные Кремлю телеканалы сообщают о каждом шаге президента.
Редкие выпуски новостей начинаются с чего-то иного, кроме как с образа бывшего агента советской разведки, убедительно глядящего с телеэкранов и своим фирменным монотонным голосом произносящего наставления дня сегодняшнего.
На прошлой неделе он появился в военно-морской форме на подводной лодке, затем – в солдатской амуниции на военных учениях, чуть позже призвал ветеранов афганской кампании 1980-х гордиться прошлым и, наконец, закончил неделю в Кремле, председательствуя (в присутствии телекамер) на заседании ключевых министров.
По западным стандартам все это выглядит довольно угнетающе, но никак не вредит шансам Путина на переизбрание в России.
В то же время это вызывает мощное недовольство некоторых из его шести конкурентов, которые считают, что засилье образа Путина в СМИ попахивает старой советской эрой. Они обвиняют его в нарушении электорального принципа равного эфирного времени для всех кандидатов, а журналистов – в лизоблюдстве.
«Это не кампания в ее истинном смысле, потому что выборы вряд ли можно назвать конкурентными, – отмечает Борис Макаренко из Института политических технологий. – Конечно, в переизбрании Путина никто не сомневается».
Озабоченность Запада
Вопрос о необъективности СМИ в плане подыгрывания Путину разжег обеспокоенность Запада во время декабрьских парламентских выборов в Думу.
Высокопоставленный представитель ОБСЕ заметил тогда, что привилегированное освещение в СМИ пропутинской партии «Единая Россия», которая одержала полную победу, создало «несправедливую атмосферу» для других партий.
В январе во время визита в Москву госсекретарь США Колин Пауэлл озвучил сомнения США относительно приверженности России демократии, а другие американские чиновники указали на тенденциозность СМИ во время думских выборов.
Но большинство россиян ничуть не смущены тем фактом, что на мартовских выборах не будет никакого соперничества; сейчас неизвестно лишь одно – с каким процентом голосов Путин придет к победе.
Оппозиционные партии, еще не оправившиеся после огромных потерь в декабре, выпускают на поле второстепенных кандидатов, чтобы уберечь своих лидеров от нового позора.
Как свидетельствует недавний опрос общественного мнения в России, Путина поддерживают почти 70%. Коммунист Николай Харитонов имеет чуть больше – 3%, националист Сергей Глазьев и либерал Ирина Хакамада получают по 2%.
Как на эшафот
Хакамада, которая обвиняет Путина в авторитаризме, открыто ограничивает свою предвыборную кампанию идеей продвижения либеральной программы. «У меня нет намерения становиться президентом», – указывает она, подчеркивая, что идет как будто на эшафот и что главное – это показать властям, что в России есть нормальные люди, которые будут сопротивляться и объединят силы независимо от того, какое давление будет на них оказываться.
Кандидаты в президенты выразили свое возмущение тем, что государственный канал «Россия» транслировал в прямом эфире программную речь 51-летнего президента-кандитата, выдержки из которой затем еще и повторялись в течение дня. Однако представители Центризбиркома отклонили все жалобы.
Те же государственные каналы, возвращаясь к старой советской практике, прилагают все усилия к тому, чтобы имя Путина не ассоциировалось ни с какими провалами или плохими новостями.
Провал запуска ракеты на военных маневрах, на которых присутствовал Путин, был проигнорирован всеми основными каналами. Они обошли стороной и похороны жертв обрушения крыши в развлекательном центре в Москве.
Интерес электората к теледебатам, которые транслируют утром и ранним вечером, ограничен в связи с неучастием в них главного лидера.
«Путин уверен в себе. Его рейтинги высоки, и он не хочет тратить на кампанию деньги налогоплательщиков, – говорит Виталий Трубецкой, политический наблюдатель телеканала «Россия». – Как государственное телевидение, мы обязаны освещать деятельность президента. Если другие кандидаты хотят получать равное эфирное время, пусть создают повод для новостного репортажа. Тогда мы покажем и их. Здесь, в России, мы руководствуемся здравым смыслом. Путин не любит пустых разговоров».
Либералы признают, что типичный россиянин не придает большого значения дебатам и освещению выборов в СМИ.
По словам независимого журналиста Сергея Пархоменко, «среднестатистический российский читатель на самом деле не понимает, зачем нужна свободная пресса и, прежде всего, зачем нужна свобода ему самому».
New York Times
15:03 24 февраля
Переведено 24 февраля 2004
InoPressa.ru
*