В Самарском историко-краеведческом музее им. П. Алабина открылась выставка «Гобелены. Сокровища Франции». Рассказать об истории «бытования» и производства безворсовых ковров мы попросили научного сотрудника отдела истории прошлого музея Любовь Васильевну Молчанову.

Любовь Васильевна, в каком веке появились гобелены и кого можно назвать родоначальником этого искусства?

Искусство гобеленов или безворсовых ковров с сюжетами орнаментального изображения известно давно. О почтенном возрасте гобеленов говорят и сохранившиеся в теплом климате Перу остатки тканных полотен времен еще доколумбовой Америки. В гробнице Тутмоса IV находилась пелена с изображением лотоса, скарабеев. Известны также копские ткани, сделанные в той же технике простого переплетения нитей. В Западную Европу шпалера (так сначала назывались гобелены) пришла уже через Арабскую Испанию. Одна из первых шпалер, которая была известна в Европе, это немецкая шпалера, найденная в Кельне, с изображением религиозного сюжета. Впоследствии эта старейшая шпалера была разделена на несколько частей. Они хранятся в различных музеях мира.

А что означает слово «шпалера»?

«Шпалера» — это термин паркового искусства. Означал он ровный ряд деревьев и по аналогии был «перенесен» на ровный ряд повешенных картин, а затем – на безворсовые ковры. Что касается, появления в речевом обиходе слова «гобелен», то это случилось в 17 веке. Историки связывают это событие с решением Людовика XIV построить новую резиденцию в Версале, а для ее оборудования открыть фабрику королевской меблировки. Позже эта фабрика, возникшая в 1662 году, целиком перешла на изготовление шпалер, которые стали называть «гобеленами» по фамилии тех людей, которые когда-то, в 15 веке, жили на территории этой королевской мануфактуры и были королевскими красильщиками.

Кстати, гобелены занимательны и тем, что по ним можно восстановить историю замков и их владельцев. Таких, как, например, средневековые замки Шенонсо, Шамбор и другие. Так, старинный замок Шенонсо был построен в 13 веке,а в 15 веке его купил королевский финансист Бойе. Обустраивала замок в идеалах Возрождения его жена Катрин и он превратился в элегантный белый дворец. Позже в 1533 году король-рыцарь, как называл себя король Франциск I – один из наиболее просвещенных правителей и меценатов своего времени, законодатель моды, поклонник искусства конфисковал замок у наследников Бойе в качестве компенсации за нарушение в финансовых делах. Его сын Генрих II, став королем, подарил замок Шенонсо своей возлюбленной Диане Пуатье. В 1551 году Генрих создает мастерскую, где по его приказу изготавливается целая серия гобеленов «История Дианы». А «история», надо сказать, была одной из самых интересных и непростых. Дело в том, что Диане пришлось соперничать с королевской женой Екатериной Медичи, любительнице красоты и власти, которую она удерживала в течение 50 лет. Кстати, в замке был ее кабинет, украшенный многочисленными панно в стиле Ренессанс. Эти панно скрывали шкафчики для государственных бумаг, драгоценностей и, возможно, яда. Открыть эти шкафчики можно было с помощью сложной системы рычагов и педалей. А в полу до сих пор видны отверстия, через которые неугодные лица проваливались вниз. Диана на деньги Генриха соорудила на берегу реки Шер сад, мост с пятью арками соединял замок с противоположным берегом. В 1559 году Генрих II, как предсказывал Нострадамус, скончался от раны, полученной на турнире, и мстительная Екатерина Медичи вышвырнула фаворитку, разместилась в замке сама со своим двором, и стала третьей владелицей Шенонсо. На мосту возвели 2-этажную галерею, а на берегу разбили еще один сад. Здесь отмечали бракосочетание сына Екатерины Франциска II с Марией Стюарт. Это одна из историй замка, которая имеет продолжение в лице других женщин, приложивших свои ручки к истории замка.

Если мне не изменяет память, тоне менее интересна история замка Шамбор…

Возникновение этого замка предание связывает не только с волей молодого Франциска I, но и с именем Леонардо да Винчи, хотя этот замок и строился без него, но по его эскизам. По сути, Шамбор держит на своих плечах целый город. Некоторые сравнивают его с мужчиной, другие – с женщиной, волосы которой разметались среди Шамборского леса.

Башни Шамора – это своеобразная модель идеальной красоты, символ королевской власти. Кстати, обычно замки не имели постоянной обстановки, королевское имущество доставлялось сюда целым караваном, когда весь королевский двор посещал его. Тогда замок становился целым городом. Главным увеселением гостей была охота, которая длилась буквально неделями. Шамбор, в отличие от других замков в бассейне реки Луары, никогда не использовался для постоянного проживания. Он был своеобразным престижным подарком, который жаловал монарх своим высокопоставленным особам. Так, во времена Первой Империи замком владел любимец Наполеона I маршал Бертье, а во время Великой Французской революции патриоты хотели разрушить его и построить на его месте своеобразный дом для патриотов. К счастью, этого не случилось. С 1920 года этот замок принадлежит государству. Здесь можно познакомиться с историей Франции и ее королей. В частности, здесь была сорвана в 1873 году попытка восстановить монархию. Как символ монархической власти в музее этого замка сейчас хранится карета и королевский трон.

Еще один интересный замок – одна из первых резиденций английских королей, замок Анжер, который строился на протяжении 9-16 веков королями Анжуйской династии. Именно здесь издавна устраивались рыцарские турниры. Полоса религиозных войн привела этот замок к упадку, и в 16 веке Генрих III приказал его разрушить. Но стены с цилиндрическими башнями 9 века были настолько крепки, что удалось снести только островерхие готические кровли башен. Работы были остановлены. Нашлись ослушники, которые не хотели, чтобы были снесены эти башни. Сохранилась часовня 15 века, где висит портрет одного из этих ослушников, управителя этого замка. Сейчас в этом замке представлена экспозиция гобеленов, старинная серия французских шпалер из Анжера. Серия из 70 шпалер (это две трети всего ансамбля). Они изготавливались в 14 веке по заказу Людовика I герцога Анжуйского. Изготавливать миниатюры для этих шпалер было поручено Яну из Брюгге. В дальнейшем эти гобелены «рассеялись», но в 1902 году, благодаря усилиям коллекционеров и тех, кому была небезразлична судьба этих гобеленов, их собрали воедино. С тех пор эта экспозиция помещена в замке Анжер. Здесь также сохраняются великолепные гобелены, так называемые «мильфлеры», с фоном из тысячи цветочков. Это, кстати, излюбленный фон, который начал господствовать в 14-15 веке. У нас представлены несколько гобеленов с этим фоном, например, гобелен с семью ангелами, несущими орудия пытки Христа, 4 ковра фламандской работы с изображением ярчайших сцен из жизни Христа – арест, суд, дорога на Голгофу, казнь, снятие с креста, здесь же черт и ангел, принимающие души умерших. Мастер Никола Батай, из серии «Апокалипсис».

Вы сказали, что технически гобелены представляют собой простое переплетение продольных и поперечных нитей. Можно подробнее?

Да, действительно, гобелен получается в результате простого переплетения продольных и поперечных нитей. Используется более 800 оттенков различных цветов. Это позволяет воспроизводить различные сюжетные композиции и живописные полотна известных мастеров. Кстати, на нашей выставке представлены натюрморты известных живописцев эпохи импрессионизма и постимпрессионизма. В частности, полотна Клода Моне, «Подсолнухи» Ван Гога.

Есть здесь и гобелены, которые знакомят с современной Францией. Часть из них изготовлена ручным способом на ткацких станках (те, что воспроизводят старые шпалеры 14-16 веков), есть и гобелены, сделанные фабричным способом (центр Парижа с древнейшими соборами, Эйфелевой башней, Триумфальной аркой).

Часть гобеленов, которые представлены в виде коллажей и архитектурных пейзажей различных уголков Франции, можно приобрести по окончании выставки, 4 апреля.

*