(Новая Газета). Болельщик уже потихоньку стал привыкать к футбольным скандалам: то агента убьют, то матч «купят», то клуб разорят, то игрока приобретут по цене яиц Фаберже, то очередного судью поколотят под трибунами… Однако на пресс-конференции в Самаре случилось то, что заставило журналистов выронить диктофоны, а телезрителей вздрогнуть. >>>

После матча самарских «Крыльев» с чеченским «Тереком» в местном пресс-центре собрались журналисты, чтобы услышать от наставников команд размышления о причинах побед и поражений. Ньюсмейкеры появились с заметным опозданием. Главный тренер самарцев Гаджи ГАДЖИЕВ вздохнул и сказал (далее цитата с официального сайта «Крыльев»):

«— Извините за задержку. Представитель чеченской делегации обещал меня расстрелять.

       — За что?

       — За то, что я сказал, что их игроки за пределами поля вели себя некорректно. Я сказал об этом Лом-Али Ибрагимову, а их официальный представитель так среагировал…»

Уже в кулуарах (это слышали и видели миллионы, включившие в этот момент телеканал «Спорт») на вопрос: «Вашим футболистам угрожали?» — Гаджи Муслимович ответил, что, скажем так, — «предлагали». И потому, узнав о том, что игрокам якобы предлагали «сдать» матч за деньги, решил пообщаться с генеральным директором «Терека», и кто-то из его окружения пригрозил расстрелом…

       Местная пресса отреагировала мгновенно. Описание встречи Лом-Али Ибрагимова с Гаджиевым больше походило на отрывок из известного произведения Марио Пьюзо. Хотя, как нам удалось узнать, свидетелями разговора были люди исключительно из ближайшего окружения главных тренеров, а якобы прозвучавшие угрозы услышал только сам Гаджиев. Для того чтобы хоть как-то восстановить картину происшедшего, мы созвонились с представителями «Крыльев» и «Терека».

Лом-Али ИБРАГИМОВ, генеральный директор ФК «Терек» (Чеченская Республика):

       — После матча с «Крыльями Советов» я вместе с министром спорта Чечни Хайдаром Алхановым и тренерским штабом команды стоял у раздевалки, где наши футболисты принимали душ. Конечно, после победы на чужом поле все были в хорошем настроении. Радостные, мы собирались лететь домой…

       Раздевалка самарцев — на втором этаже. Оттуда спускается главный тренер «Крыльев» Гаджи Гаджиев со своими помощниками. Я подхожу к нему и протягиваю руку. А он в ответ: «Я тебе руку не подам! Вы мне надоели!». Дальше следовал ряд нецензурных выражений в мой адрес. Также он обвинил нас в том, что мы предлагали футболистам «Крыльев» сдать игру за деньги. Но это было всего лишь очередное объяснение, почему самарцам вновь не удалось закончить матч в свою пользу. Первый раз мы встречались в финале Кубка Кремля (господин Ибрагимов здесь немного оговорился, имеется в виду конечно же Кубок России. — Ред.), второй — в Пятигорске. Там, по словам Гаджи Муслимовича, просто невозможно было выиграть. Теперь же он нашел новое оправдание. И то, что он сказал журналистам на послематчевой пресс-конференции, будто кто-то из наших официальных лиц угрожал расстрелять его, еще раз доказывает: причины неудач своей команды он видит во всем, кроме футбола. Лично я никаких угроз в его адрес не слышал. А вот он явно хотел спровоцировать драку!

       Вообще я с уважением отношусь к Гаджи Муслимовичу и желаю ему здоровья и успехов. Мы не держим на него зла.

Максим СЪЕСТНОВ, пресс-атташе ФК «Крылья Советов» (Самара):

       — (После продолжительной паузы.) Причиной инцидента после матча «Крылья Советов» — «Терек» послужило не совсем корректное поведение руководства грозненского клуба… Гаджи Гаджиеву стало известно, что его футболистам… вроде как… предлагали проиграть за деньги. Именно это он и сказал Ибрагимову. В ответ, по словам Гаджи Гаджиева, один из представителей официальной делегации «Терека»… угрожал расстрелять всю команду…

За комментарием по происшедшему мы обратились и к нашему эксперту по «финансово-силовым» проблемам футбола, который, что вполне естественно, пожелал остаться неназванным.

— Знаете, сейчас практически не осталось клубов, которые не вели бы той или иной околофутбольной работы: с судьями, игроками, администраторами… Я не исключаю, но и не подтверждаю того, что грозненцы решили сделать подарок приехавшему на матч Рамзану Кадырову, сидевшему в вип-ложе вместе с бывшим руководителем «Крыльев» Германом Ткаченко. А насчет расстрела… Может быть, кто-то и произнес эти слова, но, уверен, — просто сгоряча. Все-таки кавказский темперамент… Тем более что отдельные граждане из руководства грозненского клуба пришли в футбол относительно недавно. Сами знаете откуда…

Как бы то ни было, прецедент в российском футболе состоялся: главный тренер команды впервые сказал в открытую о попытке «купить» матч. Причем эти слова произнес не наставник-однодневка, а один из самых авторитетных специалистов.

       Гаджи Муслимович нарушил главное негласное правило: не выносить сор из избы. По крайней мере на широкую публику. Ведь разговоры о проданных-сданных матчах велись всегда, но только, что называется, не для печати — при выключенном диктофоне.

       Что побудило Гаджи Гаджиева на это выступление? То ли обычный нервный срыв — ведь его команда находится не в самом лучшем положении: сменился президент, ведущие игроки распродаются… То ли странные, по-другому и не скажешь, поражения «Крыльев» от «Терека» три раза подряд…

       Что за этим последует — тоже пока непонятно. Наверняка к Гаджи Муслимовичу будут применены определенные санкции «согласно регламенту» (он ведь еще и по судейству матча высказался не в самых лестных словах), а руководство «Крыльев» и администрация «Терека» поскорее попытаются «замять» этот эпизод — ведь скандалы в том виде спорта, где сошлись большая политика и большие деньги, никому не нужны…

      

       Ольга БУЛАХ, Руслан ДУБОВ

       28.07.2004

№ 54

28 июля 2005 г.

Новая Газета

***