Экспозиция выставки отражает самобытность культуры Северного буддизма Востока и России и путей ее развития в Западном мире. Она знакомит с историей, культурой и искусством Северного буддизма на примере традиционной для России и Самарского региона школы Карма Кагью.

Историческая часть экспозиции рассказывает о появлении и бытовании Северного буддизма в Самарском регионе и шире – в России. Здесь его исповедовали кочевники-калмыки, часть которых с 18 века стала проживать в Ставрополе на Волге (г. Тольятти). На выставке представлены национальный костюм, копии исторических документов.

Культурные связи буддийского Востока, России и Запада отражены в фотографиях известных западных и русских фотографов.

На выставке присутствуют подлинные ритуальные атрибуты, скульптура, свитковая живопись и вышивка, любезно предоставленные частными коллекционерами и фондами самарских музеев.

Общечеловеческий характер древней буддийской философии позволял этой системе взглядов быть востребованной в разные эпохи в разных культурах. Эта удивительная универсальность буддизма, о котором в Энциклопедическом словаре Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона говорится как об одной из форм атеизма, нашла отражение и в экспозиции выставки. Рядом с Ламой из Бутана в красных монашеских одеждах можно увидеть датчанина на мотоцикле – единственного европейца-Ламу линии Карма Кагью. В качестве объяснения такой, кажущейся на первый взгляд эклектичной, современной буддийской культуры можно привести слова мастера тибетской медитации школы Карма Кагью Лопен Цечу Ринпоче (Бутан): «Буддизм всегда принимает такую форму, которая подходит данной культуре. Его сравнивают с алмазом: если он лежит на красной поверхности, то сияет красным светом, если на синей – синим, но при этом все равно остается алмазом».

Культура современного Северного буддизма необычайна своей внутренней цельностью при внешней пестроте и разнообразии проявлений. Она очень привлекательна для исследователей, культурологов, так как демонстрирует универсальные взаимосвязи в двух разных мировоззрениях, которые традиционно всегда противопоставлялись – мировоззрениях Востока и Запада.

В экспозиции выставки представлены как традиции, так и современность искусства буддизма. Многие западные художники и некоторые российские сегодня с удовольствием осваивают новые горизонты в традиционном изобразительном искусстве – свитковой живописи и скульптуре.

«Параллели и меридианы культуры» не всегда явлены миру – тем интереснее моменты новых «географических» открытий. Выставка рассказывает о некоторых из них. Например, можно узнать, что тридцать лет назад, в 1974 году, внук Льва Николаевича Толстого Никита Толстой принимал у себя в гостях в Швеции Кармапу, «короля йогов Тибета» и Главу традиции Карма Кагью Северного, или тибетского, буддизма, а также других Высоких Лам и учеников Кармапы, среди которых был датчанин Оле Нидал. А правнучка Льва Николаевича из Германии, Тина Йохлиге, сваяла статую защитного Будда-аспекта – Махакалы для современного буддийского Центра Карма Кагью в Санкт-Петербурге и основу для такой же скульптуры, предназначенную Элисте. Его лицо позже несколько переделал специально приехавший в Россию, в Элисту, для росписи недавно построенной Ступы Просветления художник Норбу из монастыря Румтек (Сикким, Индия).

Подобные повороты сюжета кажущейся обыденной жизни, освещенные в экспозиции выставки, напоминают о том, что пространство искусства, и шире – человеческого ума, безгранично и полно самых удивительных возможностей. И особенно приятно, что они используются «на благо всех живых существ», как это принято в буддийской традиции.

*