Она пришла к нам с первыми горькими сводками Совинформбюро, с всеобщей мобилизацией мужского населения, с тысячами беженцев, хлынувших в нашу область из западных районов страны. Потом были долгие дни и ночи, когда в голоде и холоде мы строили военные заводы, выпускали боевые самолеты, делали снаряды, шили солдатские шинели, собирали продовольствие для фронта.

Мы помним ту войну еще и по сотням иностранцев, прибывших в наш город вместе с правительством страны. Почти на два года Куйбышев стал второй столицей государства. В провинциальном городе жили в те дни выдающиеся певцы, музыканты, художники. Они бедствовали вместе с нами, но оставили глубокий след в развитии культуры края.

А потом к нам стали приходить радостные известия об освобождении от фашистов городов и сел. Наша область делилась с разоренными районами страны всем, чем могла: стройматериалами, продовольствием, одеждой, семенами.

Вместе со всей страной мы пережили 1418 трудных дней и ночей и никогда не забудем об этом.

Уже ровно год газета «Самара сегодня» ведет рубрику, которая так и называется: «Мы помним ту войну». В ней мы рассказываем, о подвигах наших земляков. О том, чем жила наша область в военные годы.

Сегодня – повторяем нашу первую публикацию.

На двадцатой минуте войны

Могила Героя Советского Союза Иосифа Ивановича Гейбо – одно из наиболее почитаемых мест на городском кладбище. Каждый год 22 июня самарские школьники приносят сюда живые цветы. Боевой генерал, в последние годы жизни — бессменный руководитель военно-спортивной игры «Зарница», начинал войну летчиком истребителем. Он был одним из тех, кто ранним утром 22 июня 1941 года вступил в бой с фашистскими стервятниками и первым сбил их самолет, за что награжден орденом Красного Знамени.

В ночь на 22 июня 1941 года капитан Гейбо исполнял обязанности командира приграничного авиаполка и почти не спал. Накануне немецкая авиация не раз нарушала границу, поэтому истребительный полк был в боеготовности. Перед рассветом воздушная разведка доложила о приближении к границе тяжелых самолетов. Капитан поднял в воздух дежурное звено, а следом вылетел и сам.

Через несколько минут он увидел эти самолеты. Четыре бомбардировщика «Юнкерс» уже пересекли границу, и не спеша, словно у себя дома, шли на Восток. Не имея возможности связаться с командованием — на истребителях И-16 тогда еще не было рации — не зная, что это, ошибка немецких пилотов или намеренное нападение, Гейбо принял исключительно трудное для себя решение — атаковать.

Увидев его самолет, в кабине «Юнкерса» заметались у пулеметов стрелки. Но капитан открыл огонь первым сразу из всех четырех стволов своего ястребка. Бомбардировщик задымил и начал падать. А когда он врезался в землю, Гейбо увидел взрыв такой страшной силы, что все сомнения сразу отпали — самолет был загружен бомбами. Это была двадцатая минута войны.

Вернувшись на аэродром, Гейбо встретился с командиром дежурного звена. Тот, волнуясь, доложил, что был вынужден вступить в бой с немецкими самолетами, которые первыми открыли огонь. Один «Юнкерс», летчики сбили, остальных прогнали назад. А через час командование подтвердило, что началась война и надо поднимать в воздух весь полк.

В этот день Иосиф Иванович Гейбо взлетал еще несколько раз, а к вечеру был впервые ранен. В госпитале он пробыл всего три дня и снова вернулся в полк. За годы войны он совершил 420 боевых вылетов, сбил еще несколько самолетов и был ранен еще дважды. Горел в небе над Москвой, участвовал в боях за освобождение Польши, Румынии, Венгрии. За мужество и доблесть ему было присвоено звание Героя Советского Союза. К концу войны он имел около 30 боевых орденов и медалей. Но до самых последних своих дней И.И.Гейбо больше всего дорожил скромным орденом Красного Знамени, который заслужил на двадцатой минуте войны.

*