В Самарском муниципальном музее «Детская картинная галерея» продолжается выставка «Эксклюзивные куклы особняка Клодта». Все экспонаты выполнены в мастерской Ольги Бакановой. На сей раз куклы, а их около 20, «презентуют» два стиля – стиль «ампир» и стиль «бидермайер».

   Стиль «Ампир», если мне не изменяет память, является завершением классицизма. Это так?

   «Ампир» (от франц. empire, букв. – империя) – стиль в архитектуре и декоративном искусстве трех первых десятилетий 19 в., действительно, явился завершением классицизма. Для него характерны массивные лапидарные, подчеркнуто монументальные формы и богатый декор (военные эмблемы, орнамент). Опирался он на художественное наследие императорского Рима, древнегреческой архаики и Древнего Египта, которое служило воплощению идей государственного могущества и воинской силы. Стиль «ампир» сложился в период империи Наполеона I во Франции, где его отличало парадное великолепие мемориальной архитектуры и дворцовых интерьеров (архитекторы Ш. Персье, П. Ф. Л. Фонтен). Идеи величия государственной власти «ампир» выражал и в архитектуре ряда европейских стран, в том числе и в России, где он дал классические образцы градостроительства, общественных сооружений, городских и усадебных домов (архитекторы А. Д. Захаров, А. Н. Воронихин, К. И. Росси, В. П. Стасов), монументальные скульптуры (И. П. Мартос, Ф. Ф. Щедрин).

   А что касается моды…

   Что касается моды, то влияние на нее стиля «ампир» тоже было ощутимо. Женщины носили платья с маленьким лифом, обязательным орнаментом по низу юбки (цветы, иероглифы) и глубоким вырезом. Сознательно подчеркивалась стройность, грация. Непременным атрибутом этой моды был шарф – кашемировый платок. Эти шали, а также мантии и пелерины играли роль плаща, прикрывающего декольте как дома, так и на улице. Привозили их из Индии, где делали из шерсти тибетских коз. Были они очень теплыми и очень дорогими. Позже шали научились делать и в России. Один предприимчивый богач по фамилии Колокольцев в своем имении организовал производство таких платков, процесс плетения которых был трудоемким и небезопасным. Мастерицы, в основном, конечно, крестьянские девушки, быстро теряли зрение. Прически украшали диадемами, гребнями из черепашьих панцирей.

   Чем отличался стиль «ампир» от стиля «бидермайер»?

   В предшествующие четверть века господствовало платье без талии, которое, при всей его практичности было весьма невыгодным для внешности и фигуры, а мода предпочитает подчинять здоровье красоте. Примерно в 1820 году в женской моде произошел коренной переворот: талия вновь вернулась на свое естественное место – над бедрами – и ее начали слегка зашнуровывать. Теперь корсет, борьба против которого велась с конца XVIII века, утвердился снова, правда, в смягченной форме.

   Дама с тонкой талией, в короткой широкой юбке, с изящными локонами и огромными рукавами – характерное воплощение стиля «бидермайер».

   Чтобы зрительно уменьшить талию, стали подчеркивать величину плеч. Для этого рукава платья делались очень широкими сверху и сужались к кисти. Одновременно расширялась внизу юбка, образуя крупные складки. Чтобы оживить эти поверхности, с 1830 года женщины начали заменять одноцветные ткани полосатыми или тканями с легким, но не цветочным узором.

   К 1835 году рукав достигает наибольших размеров, а через несколько лет вновь становится узким, возвращаясь к простым формам. Корсаж обтягивает туго зашнурованный твердый корсет. Юбка, удлиняясь, обрастает множеством оборок и выглядит все шире и пышнее.

   А прически?

   Женская прическа того времени являла собой произведение парикмахерского искусства: волосы, укороченные с боков, укладывали крупными локонами или «котлетами» из кос на висках. Длинные волосы поднимались наверх и на темени укладывались в различные шиньоны. Головные уборы были трех типов: чепцы, богато украшенные по переднему краю рюшем, кружевом и лентами; широкополые шляпы, украшенные цветами и перьями; и, наконец, капор, который представлял собой чепец и шляпу одновременно. Нововведением были боа. Туфли же носились без каблуков.

   К слову сказать, само название «бидермайер» заимствовано из немецких сатирических листков середины 50-х годов XIX века, где центральным персонажем была комичная фигура обывателя – «господина Бидермайера».

   Что касается, нашей выставки, то в стиле «бидермайер» одеты куклы, «выполненные» с подлинных портретов членов семьи Орловых-Давыдовых, имевших имение в Усолье. Так, один из Орловых-Давыдовых – Владимир Петрович изображен в костюме, который в общем-то мало отличается от современного. Те же брюки, жилет, сюртук, галстук. В руке трость как олицетворение благополучия. На голов – цилиндр.

   А это что за дамы рядом с ним?

   Это Наталья Орлова, его мать. Она одета в платье с глубоким декольте, маленьким лифом, подхваченным поясом. На плечах – шаль.

   Вторая дама – это теща Владимира Петровича. Красивая молодая дама, одетая, несмотря на возраст, по последней моде. Волосы ее уложены – косы, закрепленные на затылке. Бархатное платье – глубокий вырез как спереди, так и со спины. Кружевная накидка, прикрывающая все недостатки шеи и плеч.

   Жена Владимира Петровича Орлова – Ольга Ивановна Барятинская. Изображена в свадебном платье из атласа с широким рукавом-фонариком и декольте. Классическая прическа.

   Кстати, именно стиль «бидермайер» принес в Россию моду на шляпки. Причем, этикет приписывал дамам иметь шляпку на каждый день. Поэтому гардеробы барышень ломились от обилия этого головного убора. Шляпки украшали и искусственными цветами ярких оттенков, и перьями, и шлейфом. Тогда же в моду вошел так называемый костюм амазонки. Предназначался он для верховой езды. Вместе с ним появилось и женское одностороннее седло, которое позволяло сидеть боком. Бальные платья тоже претерпели изменения. Заниженная линия талии, заниженный лиф и обилие цветов на юбке и рукавах.

*