(РГ). Притчей во языцех стал кичливый афоризм англичан, отвечающих на вопрос о том, что нужно сделать, чтобы вырастить такую же как у них неправдоподобно зеленую траву: «Надо начать триста лет назад!» Намек ясен.

Садоводство — страсть англичан. Самые титулованные и самые денежные не брезгуют собственноручно копаться в земле, даже если к их услугам наличествует армада садовников. Неудивительно посему, что проводимая ежегодно в Лондоне на протяжении последних 142 лет выставка цветов являет собой, наряду со скачками в Аскоте и теннисным турниром на Уимблдоне, одно из самых ярких событий здешнего великосветского календаря. На цветочное шоу в Челси, считающееся одним из самых престижных в мире, слетаются, как пчелы на мед, не только лучшие садоводы планеты, но и высокие персоны всех мастей, начиная от монарших особ и заканчивая рок-звездами. Королева Елизавета II, также известная своей слабостью по части садоводства, — постоянная посетительница выставки в Челси. Правда, в этом году Ее Величеству не повезло: визит в Канаду вынудил монархиню второй раз за годы правления пропустить выставку. Тем не менее представителей королевского двора было на Челси немало, так что своего высокого представительского статуса шоу не утратило и в этом году.

О том, какой это пышный праздник, красноречиво свидетельствует хотя бы тот факт, что посетители выставки, насчитывающие, как правило, порядка 150 тысяч человек, за пять выставочных дней умудряются выпить 6,5 тысячи бутылок шампанского, 18 тысяч традиционных английских коктейлей Pimms, 110 тысяч чашек чая и кофе и «заесть» все это пятью тысячами омаров.

Однако главное пиршество выставки в Челси разумеется — цветочное. Это своего рода дни Высокой моды, где топ-моделями служат первые и самые что ни на есть земные красавицы — цветы. На нынешнем шоу в Челси королевой красоты признана орхидея. Большой успех у хризантем и у цветочков внешне неброских, полевых — ромашек, колокольчиков… Цветочники-дизайнеры стараются на садовом подиуме как могут, демонстрируя последние тренды и авангардные стили. Символично, что именно модные дизайнеры начали в последнее время всерьез заниматься аранжировкой садов. Так, на нынешней выставке в Челси прославленный лондонский модный дизайнер сэр Теренс Конран представил свое творение — памятный Сад Мира, созданный в ознаменование 60-летия победы во Второй мировой войне. Пронзителен в своей белизне этот сад, окрапленный лишь несколькими цветками алых маков. В день открытия выставки Имперский военный музей выпустил из этого сада в небо 60 белых голубей.

Вообще же сады и война — это некое особое спряжение. Для простых британцев, жителей больших городов, садоводство стало одним из главных хобби именно в первые годы после войны, когда в качестве оздоровительной терапии был брошен призыв к нации озеленить каждый клочок городской земли. Именно тогда и появились те крошечные «садики внутренних дворов», без которых немыслим сегодня дом британского горожанина. На выставке в Челси эти скромные по размеру, но богатейшие по содержанию сады также соревнуются в рамках своей «весовой категории» — наряду с грандиозными садами городскими, садами образцовыми и садами категории «шикарных». В этом году золотую награду в категории «сад внутренних дворов» выиграла Ким Уайлд — британская поп-звезда, переквалифицировавшаяся в звезду садоводства. Ее сад — апофеоз природной простоты: скромные полевые цветы в аранжировке каменных стен.

Именно «назад, к природе» призывают уже второй год подряд задающие тон на Челси садоводы. И второй год подряд торжествующим победителем среди садов выглядит… огород. Бум фруктовых и овощных композиций, ставший сенсацией прошлого сезона, продолжился и в нынешнем году. Одним из самых успешных стал на шоу-2005 овощной сад Fetzer — красочная орнаментальная композиция, составленная из «лоскутков» моркови, свеклы, лука-порея и цветной капусты.

Что, однако, делают среди благородных роз и орхидей простолюдины «чипполины»? Они вещают страдающему от побочных эффектов цивилизации миру, что кратчайший путь возврата к природе — это огородничество. Именно собственный огородик, пусть и в полторы грядки, может позволить горожанину иметь на своем столе натуральную, то бишь органическую зелень. В специальных павильонах выставки в Челси была развернута пропаганда и агитация под лозунгом «Органические продукты — для всех». Цель этой кампании — переключить внимание невысокого достатка горожан с выращивания цветочков в своем саду на выращивание овощей для собственного стола. Причем предпринимается попытка обернуть эту практическую идею в самую что ни на есть модную упаковку, с тем чтобы склонившиеся над картофельными грядками простые граждане не испытывали смущения на фоне чванливых розоводов и орхидеелюбов.

«Салатные дни» на выставке в Челси имеют колоссальный успех. Советник Королевского общества садоводов Гай Бартер признался, что запросы от садоводов-любителей на предмет выращивания зелени и овощей идут шквалом. При этом интересуется британский народ почему-то в основном помидорами и стручковой фасолью.

И еще одна, пожалуй, самая примечательная деталь этих картинок с цветочной выставки: в садах Челси много детей. На выставку приезжают школьные экскурсии, среди экспозиций есть и работы самих маленьких садоводов. В частности, высокая честь выставляться на Челси выпала учащимся начальной школы графства Западный Суссекс, которые составили из цветов герб своей родной школы. Вовлечение детей в садоводство и огородничество — это одна из самых «модных» тенденций сегодняшней Британии. Еще пять лет назад лишь 49 школ страны имели собственные огороды. Сегодня этих школ — тысяча четыреста. Профессия садовника становится нынче настолько популярной среди британской молодежи, что в школах организуется преподавание этого предмета для желающих.

Что ж, не повсюду, стало быть, стучат топоры тех, кто безжалостно рубит вишневые сады нашей планеты. Есть надежда, что желающих вырастить свой сад на Земле будет куда больше.

Ольга Дмитриева, Лондон

Дата публикации 3 июня 2005 г.

«Российская газета»

*