(Новая газета). В нынешнем году в Великобритании в достаточно узком кругу будет отмечаться один любопытный юбилей — десятилетие запрета на ввоз и продажу автомобилей «Лада». Запрет этот был введен после того, как организация по торговым стандартам, занимающаяся контролем за качеством самых всевозможных товаров, обнаружила, что российские «Лады» не отвечают практически никаким стандартам безопасности и качества, да еще и здорово загрязняют окружающую среду.

Большого горя, правда, сия радикальная мера у британских потребителей не вызвала, так как, даже несмотря на очень низкую по меркам местного рынка цену российских «Лад», покупали их, мягко говоря, неохотно, а если говорить честно, то больше от отчаяния, когда ни на что другое денег не было. Исключение, правда, составляли российские граждане, которые приобретали подержанные «Лады» за пару сотен фунтов стерлингов и переправляли их на родину.

Кстати, компания «Лада карз», которая занималась сбытом «стальных коней России», особенно не унывала. Можно даже сказать, что она по-тихому процветала, сплавляя партии новеньких «Лад» с правым рулем в страны Африки, где они продавались по цене, в два раза превышающей розничную стоимость на британском рынке. То есть получалось так: закупали как бы для Европы, а продавали в Африке. На Западе, между прочим, это называется «параллельной торговлей» и карается лишением свободы от трех до пяти лет и большим штрафом.

Впрочем, я отвлекся от главной темы. А тема эта сводится к тому, что по меркам Западной Европы автомобили российского производства до сих пор не отвечают даже самым скромным стандартам. И как ни стараются отечественные автопроизводители, ничего у них не выходит: ни с дизайном, ни с надежностью, ни с безопасностью, ни с рациональным ценообразованием. И вместо того чтобы, как говорится, пристрелить смертельно раненного уродца, чтобы не мучился, продолжают ставить ему всякие клизмы и компрессы в тщетной надежде, что он еще встанет на свои четыре колеса и лихо помчится вдаль. Ну а пока идет этот затянувшийся период реанимации, вокруг воздвигаются разные преграды, чтобы, глядишь, не прорвался в загон очередной сорванец-иностранец.

Теперь вот додумались до того, что можно одним махом отсечь поступления иномарок из 55 стран мира (столько, кстати, стран имеют левостороннее движение), и решили запретить ввоз автомобилей с правым рулем. Глядишь, еще года на два смертельный исход для пациента отложили. А там кто знает, может, какое чудо произойдет.

Чуда, понятное дело, не будет. А вот российским автомобилистам еще придется несколько лет мучиться. Жаль.

Александр НЕКРАСОВ, наш корр., Лондон

19.05.2005

№ 35

19 мая 2005 г.

Новая газета

*