В Самарском областном историко-краеведческом музее им. П. В. Алабина открылась удивительная выставка под названием «От Колумба до наших дней».

На ней представлена коллекция известного судомоделиста России, многократного чемпиона и призера чемпионатов РСФСР, СССР, России, Европы и мира, мастера спорта международного класса Сергея Байдерякова. В коллекции представлены модели судов разных столетий, от парусников времен Колумба до современных кораблей. Все модели выполнены ведущими моделистами России, мастерами спорта, победителями и призерами Всероссийских и Всесоюзных соревнований.

Каждая из представленных моделей имеет свою историю, свои титулы и награды. Все парусники – призеры и победители Всероссийских конкурсов стендовых моделей, а все модели современных судов – призеры и победители чемпионатов Российской Федерации и Советского Союза.

Серия моделей парусников «Санта-Мария», «Пинта», «Нинья» выполнена в 1999 г. многократным чемпионом России и СССР, заслуженным тренером России, мастером спорта СССР Железняковым Юрием Николаевичем (г. Ульяновск). Серия изготавливалась в течение целого года. Чтобы точно воспроизвести все детали такелажа и других элементов парусников XVI века, автор ознакомился с большим количеством специальной литературы. Об уровне работы достаточно сказать, что даже самые тонике «нити» на моделях это не просто нитки, а настоящие канаты, свитые по технологии XV-XVI веков.

Модель вьетнамской джонки XVIII века изготовлены в 2000 году Королевым Владимиром Петровичем, мастером спорта СССР, трехкратным призером Всероссийских конкурсов стендовых моделей в классе C1. Вьетнамская джонка XVIII века наглядно показывает нам особенности конструкции парусных судов юго-восточной Азии того времени. Она является символом богатства в домах и офисах удачливых бизнесменов Китая, Кореи и Таиланда.

Не менее интересна модель пожарного корабля «Дибрар». Она выполнена в 1990 году судомоделистом Курбангалеевым Ф. (Казань). Для создания модели автору потребовалось более 2 лет. Много времени он провел в библиотеках и даже посетил сам корабль для сбора подробной и достоверной информации по элементам и устройству судна. Поэтому неудивительно, что модель получила наивысшую стендовую оценку на чемпионате СССР. Автор стал чемпионом Советского Союза на последнем чемпионате СССР 1991 года. Вы можете оценить замечательную технику исполнения основных узлов и мельчайших элементов модели. Ходовая установка «пожарника», действующие винты и подруливающее устройство приводятся в движение электромоторами, а руль управляется сервоприводом.

Модель шхуны «AVICE» изготовлена многократным призером и чемпионом РСФСР и СССР, заслуженным тренером России Железниковым Юрием Николаевичем. О высоком уровне работы достаточно сказать, что почти все элементы модели являются действующими, паруса и рули шхуны и шлюпки подвижны. Ими можно управлять, а пушка может стрелять ядрами, размещенными на палубе.

Модель шхуны «BERBICE» изготовлена многократным чемпионом России Алексеем Пресухиным. В 1996 году «BERBICE» выставлялась на всероссийском конкурсе стендовых моделей и была удостоена серебряной медали. Эта модель (1 к 50) – точная копия той самой шхуны, которая бороздила морские просторы более 200 лет назад. Судно было построено в 1780 году на Балтике. Несла классическое вооружение парусов марсельной шхуны и использовалась в качестве посыльного судна разведки. Для воссоздания корабля применен шлифованный шпон груши, ореха. Паруса изготовлены из батиста и «наполнены ветром» с помощью специальной технологии.

Модель фрегата «Святой Николай» построена в 2001 году. Сложность, трудоемкость и великолепная техника исполнения элементов и узлов парусника видны с первого взгляда. Неслучайно модель фрегата является призером всероссийского конкурса стендовых моделей 2001 года. Фрегат «Святой Николай» был первым военным кораблем России. Его заложили на стапелях Николаевского адмиралтейства в 1790 году – длина 46,75 метров, ширина 12, 96 метров, 44 пушки. Фрегат входил в состав эскадры адмирала Ушакова, принимал участие во многих походах и морских сражениях. Однако, век деревянных парусников был не долго и 12 апреля 1801 года фрегат прекратил свое существование и пошел на слом.

Самый яркий экспонат выставки – фрегат «Паллада», заложенный в Санкт-Петербурге в 1835 году и спущенный на воду уже через год. В конструкции корпуса и парусном вооружении были учтены самые последние новшества. Фрегат назвали в честь древнегреческой богини, покровительницы мудрости, искусства и войны. Корабль предназначался для заграничных визитов членов царской семьи, поэтому средств на постройку не жалели. В полдень 1 сентября 1832 года «Паллада» сошла со стапелей. Первым капитаном «Паллады» стал капитал-лейтенант Нахимов, в последствии выдающийся флотоводец России. В 1852 году фрегат вышел из Кронштадта в кругосветное плавание. В качестве секретаря вице-адмирала Путятина на корабле находился известный русский писатель Гончаров, создавший позже одноименное произведение. Модель фрегата «Паллада» является победителем всероссийского конкурса стендовых моделей 2000 года.

Шлюп «Спрей» был первым в истории мореплавания яхтой, обогнувшей земной шар и управляющейся одним человеком. В 1894 году капитану Слогаму предложили купить за небольшую сумму это судно. На «Спрее» в течение 100 лет ловили устриц. И он имел репутацию корабля, которому не страшны никакие штормы. Построенный талантливым корабелом, «Спрей» был шедевром судостроения. 7 мая 1895 года шлюп отправился в кругосветное путешествие. 9 июля 1898 гола «Спрей» остановился на той же точке, откуда три года, два месяца и два дня назад начал свое удивительное плавание, пройдя под парусами 46 тысяч миль. Великий мореплаватель еще раз в 1909 году в возрасте 65 лет отправился на «Спрее» во второе океанское плавание. С тех пор его никто не видел.

Выставка представляет интерес для всех. Мужчины увидят точные копии военных кораблей, дамы смогут по достоинству оценить красоту и изящество парусников, а дети узнают, какими же были корабли знаменитого Колумба, открывшего Америку более 500 лет назад… и никого не оставит равнодушным великолепное мастерство изготовления моделей, на каждую из которых авторами затрачено полтора-два года кропотливого труда.

На выставке будут проводиться не только экскурсии, но и интерактивные занятия и игры с детьми.

*