Интервью с директором Дома-музея В.И. Ленина Майей Александровной Образцовой

   Поводом для встречи с заведующей Дома-музея В.И. Ленина стало открытие выставки авторских кукол «Ни в сказке сказать, ни пером описать».

   Майя Александровна, представленные на выставке куклы, дело рук самарских мастериц?

   Нет. На выставке представлено более 160 сказочных героев и литературных персонажей из собрания Петербургского музея кукол.

   Как следует из названия – «Ни в сказке сказать, ни пером описать» — экспозиция должна быть просто «наводнена» персонажами из сказок. Так?

   Вы правы. И взрослые, и дети увидят здесь, как, благодаря мастерству и фантазии современных петербургских художников, могут выглядеть герои хорошо знакомых нам сказок. Наши маленькие посетители встретятся с Бабой Ягой, Кикиморой, Лешим, русалкой – обитателями сказочного лесного царства. Должны они и узнать героев, живущих в произведениях любимых писателей-сказочников: Г. Х. Андерсена, Ш. Перро, А. С. Пушкина, П. П. Ершова, К. И. Чуковского. «Живут» у нас и гномы.

   Если я не ошибаюсь, то кроме сказочных героев на выставке представлены и персонажи из книг.

   Да. Это так. Образы героев из произведений русской классики (Обломов, Одинцова и Базаров, Евгений Онегин…) создали студенты Санкт-Петербургской Государственной Академии театрального искусства под руководством талантливого художника и педагога, доцента Слезиной Татьяны Владимировны. Работая на киностудии «Ленфильм», она участвовала в создании костюмов к фильмам «Всадник без головы», «Звезда пленительного счастья», «Петр Великий», «Сибирский цирюльник» и многим другим. В проекте А. Сакурова «Русский ковчег» Т. В. Слезина и группа ее учеников работали над художественной росписью придворных костюмов эпохи Николая I и Николая II.

   Как я уже сказала все куклы, сделанные под ее руководством, выполнены студентами. Они на них, грубо говоря, набивают руку. Тем не менее, не смотря на то, что это, казалось бы, рабочий ученический «материал», каждая из кукол представляет собой законченный образ как в техническом плане, так и «психологическом». Вот, к примеру, возьмем Илью Обломова. Глядя на куклу, мы можем проследить истоки его психологии, поведения. Сразу становиться ясно, что в детстве мама читала ему много русских народных сказок, в которых маленького Илюшу привлекали именно те эпизоды, где говорилось о таких прелестях жизни, как молочные реки с кисельными берегами, печка, сама пекущая пирожки, скатерть-самобранка. Это и есть истоки его мироощущения. Кроме того, автор изобразил Обломова в длинном до пола халате. В том самом халате – просторном, уютном, не вполне свежем, слегка потертом, обжитом, удобном, как одеяло, в котором, как описывает Гончаров, сосредотачивался весь его мир.

   А вот другая кукла – «Дама, приятная во всех отношениях». И действительно, она приятна, симпатична, но похожа на других, безлика, лишена индивидуальности. «Герасим и Му-Му» (текстиль, проволочная основа). Грубые стежки деталей лица поверх ткани и собачка розового цвета – яркий образ розового счастья, с которым пришлось расстаться. Персонажи из романа Тургенева «Базаров», из «Пиковой дамы» Пушкина. Есть на выставке и зловещие куклы. Таков, к примеру, «Паук». С одной стороны, это обольститель, искуситель мухи, который дарит ей жемчуга и браслеты, а с другой стороны – злодей, который плетет паутину. Здесь же можно встретить куклу Пандору, демонстрирующую театральный костюм Жар-птицы из сказки «Конек-горубнок» Ершова, кота Ланкнехта (германский костюм средних веков), испанских грантов, стрекозу из басни Крылова «Стрекоза и Муравей», героев сказки «Двенадцать месяцев» Маршака, пиратов, индейцев, Джейн Эйр. Но особенно привлекателен зверь по имени Кракозябла. Автор – Елена Кузнецова. Выполнена Кракозябла из материала, который используют для каркасов театральных костюмов. На этой Кракозябле можно найти 27 различных морд.

   Среди ваших экспонатов есть и сувенирные куклы известной петербургской фирмы «Потешный промысел», которая занимается изготовлением кукол в исторических и этнографических костюмах. Расскажите о них.

   Фирма «Потешный промысел» существует при Петербургском музее кукол. «Хозяйкой» и музея и этого производства является Галина Николаевна Варенюк. Галина Николаевна очень талантливый коллекционер. Она умеет находить настоящих мастеров своего дела, способного создавать уникальные эксклюзивные вещи, за счет которых происходит комплектование фондов музея. Кстати, существует музей недолго, в мае этого года они будут отмечать свое 5-летие. Тем не менее, за это время сотрудники музея собрали достаточно крупную коллекцию. В ней уже около 5 000 авторских кукол. Причем, все они неповторимы, уникальны, выполнены в единственном экземпляре. В планах у Галины Николаевны Варенюк создание зала антиквариата.

   Интересен Петербургский музей кукол и своей выставочной деятельностью. Так, к примеру, недавно был открыт зал эротической куклы, куда детям до 16 лет вход воспрещен. Открыт он в расчете на взрослую аудиторию, для пап и мам, приводящих детей в музей и нередко скучающих во время экскурсий. Не менее запоминающим стало и событие, состоявшееся прошлым летом. На площадке перед музеем появился целый город под называнием «Киндербург». Для его сооружения был использован пластилин, обладающий свойством затвердевать при определенной температуре как пластик. Причем, дети сами, своими руками воздвигли дома, населили их жителями, домашними животными.

   Кстати, совсем забыла. Все экспонаты, выполненные в мастерских при Петербургском музее кукол, посетители смогут приобрести на память о выставке кукол ручной работы.

*