Именинники: Георгий, Егор, Кирилл, Никола, Юрий.

Наступает время звериных свадеб.

Множатся на снегу следы зверей и птиц. Лисы ударяются в пляс, друг перед другом жеманятся. Выйдет луна, зайцы носятся, сломя голову — золотые рожки, серебрянные ножки.

А куда ведут звериные тропы в лесу — о том только Никола Студеный ведает. И знает он, где устраивает свое логово мати зверям — волчица.

Студеный день — шубу снова надень.

18 февраля

Агафья-коровница, Скотница

Именинники: Агафья, Макарий, Феодосий, Федула.

Обереги коровушку, посытнее накорми. Хорошая хозяйка в эти дни не раз в хлев-то сходит, сенца подбросит в ясли, поглядит кормилицу: «Корова на дворе — сыть на столе.»

Варят кашу на молоке. И старая бабка угощает корову кашей. Окрапляет ее святой водой, принесенной из церкви. Чтобы стельная корова принесла телушку, большуха берет сковороду и ввечеру 18 февраля идет доить ее верхом на сковороде. После поджигают на сковороде вересковые ветки, палят — и дым, чад от веток, по народному поверью, должен упасти хлев от лишнего глаза при отеле коровы.

К этому дню в неурожайные годы кончались корма — по крестьянским дворам ходила коровья смерть. Хлева убирали лаптями, обмоченными в деготь, с уверенностью, что такие лапти отгоняют от скота коровью смерть. Для предотвращения падежа скота женщины ночью скрытно, в одних рубахах проводили обряд опахивания деревни. Мужчинам и детям строго запрещалось в это время выходить из избы «ради беды великая»; они запирали ворота, загоняли скот в хлева и привязывали собак.

В соху впрягали вдову-повещалку и с зажжеными лучинами, с кочергами, серпами и помелами троекратно опахивали все селение. Так прокладывали борозду межеводную, т. е. отделяющую деревню от нечисти. Горе тому животному, которое попадается в это время навстречу: его убивают без пощады, предполагая, что в образе его скрывается коровья смерть. По окончании обряда все женщины расходились по домам с полной уверенностью, что за обведенную черту не сможет пробраться коровья смерть.

Корову палкой бить — молока не пить.

С маслом да сметаной бабушкин лапоть съешь.

19 февраля

Вукола Телятник

Именинники: Вукола, Максим, Фотий, Мария, Марфа.

На Вуколу — начало весеннего отела коров.

Растет солнечное время. Говорит хозяйка:

«Пригрей, солнышко, и нашей коровушке бока!

Не опростай хлевка, поставь на ноги телка!»

Теплое сытное пойло корове не раз на день надобно принести. Посытнее накормить Буренку. Теленок к вымени тянется. В хлеву играет.

Отелившуюся корову, оягнившуюся овцу в хлевах окуривали чабрецом, чтобы молоко было чистым, а молодняк рос здоровым.

По истечении двенадцати удоев после отела, когда пройдет молозиво совершают обряд «моление молока»: Старшая хозяйка (большуха) обкладывает горшок с молочной кашей сеном и ставит в чашку с овсом. Потом трижды поднимает чашку над головой со словами: «На сто бычков! На тысячу телушек!»

Затем снимают приволоку (пенку) и едят кашу. Сено и овес отдают телку и корове, а приволоку только теленочку.

Животину водить — не разиня рот ходить.

Домашний теленок лучше заморской коровы.

Русская Традиция

*