17 февраля. Никола Студеный. Никола — волчий сват
Именинники: Георгий, Егор, Кирилл, Никола, Юрий.
Наступает время звериных свадеб.
Множатся на снегу следы зверей и птиц. Лисы ударяются в пляс, друг перед другом жеманятся. Выйдет луна, зайцы носятся, сломя голову — золотые рожки, серебрянные ножки.
А куда ведут звериные тропы в лесу — о том только Никола Студеный ведает. И знает он, где устраивает свое логово мати зверям — волчица.
Студеный день — шубу снова надень.
18 февраля
Агафья-коровница, Скотница
Именинники: Агафья, Макарий, Феодосий, Федула.
Обереги коровушку, посытнее накорми. Хорошая хозяйка в эти дни не раз в хлев-то сходит, сенца подбросит в ясли, поглядит кормилицу: «Корова на дворе — сыть на столе.»
Варят кашу на молоке. И старая бабка угощает корову кашей. Окрапляет ее святой водой, принесенной из церкви. Чтобы стельная корова принесла телушку, большуха берет сковороду и ввечеру 18 февраля идет доить ее верхом на сковороде. После поджигают на сковороде вересковые ветки, палят — и дым, чад от веток, по народному поверью, должен упасти хлев от лишнего глаза при отеле коровы.
К этому дню в неурожайные годы кончались корма — по крестьянским дворам ходила коровья смерть. Хлева убирали лаптями, обмоченными в деготь, с уверенностью, что такие лапти отгоняют от скота коровью смерть. Для предотвращения падежа скота женщины ночью скрытно, в одних рубахах проводили обряд опахивания деревни. Мужчинам и детям строго запрещалось в это время выходить из избы «ради беды великая»; они запирали ворота, загоняли скот в хлева и привязывали собак.
В соху впрягали вдову-повещалку и с зажжеными лучинами, с кочергами, серпами и помелами троекратно опахивали все селение. Так прокладывали борозду межеводную, т. е. отделяющую деревню от нечисти. Горе тому животному, которое попадается в это время навстречу: его убивают без пощады, предполагая, что в образе его скрывается коровья смерть. По окончании обряда все женщины расходились по домам с полной уверенностью, что за обведенную черту не сможет пробраться коровья смерть.
Корову палкой бить — молока не пить.
С маслом да сметаной бабушкин лапоть съешь.
19 февраля
Вукола Телятник
Именинники: Вукола, Максим, Фотий, Мария, Марфа.
На Вуколу — начало весеннего отела коров.
Растет солнечное время. Говорит хозяйка:
«Пригрей, солнышко, и нашей коровушке бока!
Не опростай хлевка, поставь на ноги телка!»
Теплое сытное пойло корове не раз на день надобно принести. Посытнее накормить Буренку. Теленок к вымени тянется. В хлеву играет.
Отелившуюся корову, оягнившуюся овцу в хлевах окуривали чабрецом, чтобы молоко было чистым, а молодняк рос здоровым.
По истечении двенадцати удоев после отела, когда пройдет молозиво совершают обряд «моление молока»: Старшая хозяйка (большуха) обкладывает горшок с молочной кашей сеном и ставит в чашку с овсом. Потом трижды поднимает чашку над головой со словами: «На сто бычков! На тысячу телушек!»
Затем снимают приволоку (пенку) и едят кашу. Сено и овес отдают телку и корове, а приволоку только теленочку.
Животину водить — не разиня рот ходить.
Домашний теленок лучше заморской коровы.
*