22 февраля 1874 года император Александр Второй утвердил Устав Акционерного общества по постройке железной дороги от станции Батраки до Оренбурга через Самару. Основной капитал акционерного общества составил      25 695 000 рублей. Обществу разрешалось построить железную дорогу протяженностью 512 верст и эксплуатировать ее 86 лет, после чего она должна перейти в собственность государства.

   22 февраля 1909 года состоялось организационное собрание членов-учредителей Самарского вольно-пожарного общества.

   22 февраля 1915 года в помещении Самарского публичного музея открылась выставка картин самарских художников. На ней экспонировалось 112 произведений живописи и графики.

    Самарский художественный музей

   22 февраля 1915 года в помещении Самарского публичного музея открылась выставка картин самарских художников. На ней было представлено 112 произведений живописи и графики местных авторов. Выставка показала, как много в городе талантливых живописцев и как нужен Самаре собственный художественный музей.

    Свою родословную Самарский художественный музей ведет с образования отдела изящных искусств и художеств при публичном музее, который был организован по проекту П.Алабина в конце 1886 года. Отдел изящных искусств в нем появился позже – в 1896 году. Начало его коллекции русского искусства положил владелец магазина художественных принадлежностей (был тогда в Самаре такой!), коллекционер К.Головкин. Сам неплохой художник-пейзажист, он убедил собратьев по искусству пожертвовать будущему музею свои картины, экспонировавшиеся на популярных в городе художественных выставках.

    Самарская художественная коллекция и потом пополнялась за счет пожертвований. Так в ней появились картины М.Нестерова, К.Юона, В.Бакшеева, В.Бялыницкого-Бирули. Местный купец П.Шихобалов подарил около 40 произведений таких известнейших живописцев, как И.Репин, В.Суриков, В.Поленов, К.Коровин и других. После Октябрьской революции самарское собрание пополнили 35 картин авангардного искусства. Из расформированного в Москве музея живописной культуры в Самару привезли произведения П.Кончаловского, А.Лентулова, М.Менькова, К.Малевича.

   В 1937 году художественный отдел краеведческого музея был преобразован в самостоятельный художественный музей. В то время в нем хранилось уже около 3000 произведений изобразительных искусств, в том числе картины, скульптура и графика стран Востока и Западной Европы. С тех пор формирование музейной коллекции пошло еще активнее. Ежегодно коллекция увеличивалась на сто и более экспонатов.

   Один из самых драматичных периодов своего существования Куйбышевский, ныне Самарский художественный музей пережил в годы борьбы с так называемым формализмом в искусстве. Представители авангарда в послевоенные годы оказались под запретом, а их произведения изымались из экспозиций, уничтожались. Тогда и в Куйбышевский музей пришел драконовский акт на уничтожение 400 картин художников-авангардистов. Акт вандализма не совершился только потому, что сотрудники музея не выполнили дикое постановление властей. С риском для себя, для своей работы, они спрятали преследуемые произведения. И лишь в шестидесятых годах эти полотна стали вновь вводить в постоянные экспозиции музея. А сейчас под них отведен целый зал. Здесь демонстрируются работы Е.Бебутовой, О.Розановой, других светил авангардизма вплоть до самого К.Малевича.

Самарский художественный музей сегодня – это два обширных помещения в центре города. Размещенные в них постоянные экспозиции включают в себя около двух тысяч произведений, выставленных по отделам: русская и зарубежная живопись, отдел искусств стран Востока, самарские художники, керамика. Здесь представлены именитейшие мастера разных поколений, В том числе И.Репин, Н.Рерих, В.Поленов, К.Маковский, И.Бродский, А.Васнецов, С.Иванов, Б.Кустодиев, В.Борисов-Мусатов, А.Бенуа, К.Коровин, С.Герасимов, Д.Бурлюк, В.Суриков, П.Кончаловский, А.Лентулов, К.Малевич…

    В Поволжье и далеко за его пределами Самарский художественный музей по праву считается одним из крупнейших собраний живописного искусства. А в самой Самаре музей – центр активной творческой жизни.

22 февраля 1917 года в Самаре на трубочном заводе забастовали рабочие 5, 6, и 7-й мастерских. Поводом послужил отказ администрации снять наложенный на трех рабочих 5-й мастерской штраф за невыход на обязательную сверхурочную работу. Выступившие перед рабочими Н.М.Шверник и другие большевики призвали к борьбе «с произволом администрации». Та в ответ вызвала казаков. Бастующие покинули завод.

   22 февраля 1918 года городская продовольственная управа не согласилась с постановлением Самарского горсовета по поводу выхода из продовольственного кризиса путем сохранения твердых цен на хлеб и монополии закупки продуктов.

   22 февраля 1920 года в Самаре состоялась общегородская беспартийная конференция работниц. 334 делегатки обсудили внешнее и внутреннее положение Советской республики, участие женщин в «Неделе фронта и транспорта», в рабоче-крестьянской инспекции, борьбе с эпидемией тифа и ликвидации неграмотности среди работниц, а также задачи отделов социального обеспечения и социального воспитания детей.

   22 февраля 1966 года Куйбышевскому авиационному институту присвоено имя академика С.П.Королева.

   О чем писали самарские газеты

   22 февраля 1941 года газета «Волжская коммуна» сообщала: «При обследовании садов и парков области, проведенном Куйбышевским ботаническим садом, обнаружен ряд редких декоративных растений. Их насчитывается около 400 видов. Так в Самайкинском совхозе наряду с обычными породами растут такие ценные деревья и кустарники как сахарный клен — североамериканское растение с серебристыми листьями (из сока этого дерева на его родине добывают сахар). Дальневосточная черемуха Маака, с корой как у березы, виргинский можжевельник, древесина которого считается лучшей для карандашных изделий. В Сызрани обнаружили четырехметровое дерево гледичин — колючее бобовое растение с красивыми дваждыперистыми листьями родом из Северной Америки».

*