Тирания игрушек начинается вполне невинно, например с того, что ребенку дарят погремушку. Одну, другую, третью… Игрушки начинают плодиться, до тех пор пока не заполнят каждый свободный уголок. Постепенно они оказываются разбросанными по всему дому, причем половина сломана и никто никогда не потрудится взять и починить хотя бы одну.

А между тем для самих детей в таком изобилии ничего хорошего нет, поскольку они перестают ценить то, что становится для них обычным. Если игрушки окружают их постоянно, дети перестают обращать на них внимание.

Одна английская мама пришла в ужас, зайдя в спальню к своим сыновьям после Рождества: пол в комнате был сплошь покрыт подаренными игрушками и инструкциями к ним: конструкторами «Лего», поездами, машинами, плюшевыми зверями, цветными карандашами и пр. На то, чтобы привести в порядок это игрушечное царство, пришлось убить целый день. Три мешка с ненужными игрушками перекочевали в магазин, торгующий подержанными вещами. А дети, кстати сказать, не очень-то и расстроились, что их таким образом лишают подарков.

Набор оставшихся после столь кардинальной уборки вещей оказался, что любопытно, вполне классическим: железная дорога, «Лего», пазлы и игрушечная ферма. Короче говоря, все то, что было рядом всегда. Выброшена была вся развлекаловка и игрушки на батарейках, кроме, конечно, машинок с дистанционным управлением.

Делает ли обилие игрушек детей счастливее? Вряд ли. Умнее и деятельнее? Вовсе нет. Мы частенько забываем, что дети склоны играть с вещам, которые для этого вроде совсем не предназначены. Спросите бабушек – они вам расскажут о волшебных свойствах солонки или кукурузного початка в деле развлечения детей.

Британская исследовательница Элинор Голдсмайд в своей книге «Ребенок до трех лет. Повседневная забота» говорит: «Родители, отвечая на вопрос о любимых игрушках их детей, почти всегда заявляют, что те находят их в шкафу с кухонной посудой, коробках из-под обуви или предпочитают играть с ключами от машины». Голдсмайд выражает при этом серьезное опасение, что обилие магазинных игрушек убивает в детях их изначальное стремление к познанию нового.

Чтобы избежать этого, во многих английских детских садах малышам дают для «изучения» корзины с самыми обыкновенными вещами – клубками шерстяных ниток, пробками, лентами. Надо видеть изумление, с каким обычно наблюдают родители за тем, насколько их чада внимательны и сосредоточенны при изучении этих «игрушек».

Родителям стоит также проявить максимум изобретательности при игре с детьми. Частенько мы думаем, что одно лишь обладание вещью – в том числе и игрушкой – может сделать человека счастливым. Тогда как на самом деле все это лишь портит ребенка, заставляет его испытывать скуку и неудовлетворенность.

Yтро.ru

*