Виктор Федорович, минувший год для Самарской губернской думы был юбилейным: Законодательное собрание области отметило свое 10-летие. Какие можно подвести итоги? Каким стал для думы прошедший год?

В 2004 году депутатами Самарской губернской думы было принято 520 постановлений, 199 законов, абсолютное большинство из которых напрямую связано с социально-экономическим развитием региона. Нам удалось достичь иного качественного уровня в организации законотворческого процесса. Деятельность законодательного органа власти стала более открытой для населения области.

Так, результатом работы по созданию системы взаимодействия думы с негосударственными некоммерческими организациями, привлечению общественности к участию в законотворческом процессе стало коллективное соглашение о взаимодействии с общественными организациями в нормотворческой деятельности. На сегодняшний день мы согласно коллективному соглашению работаем со 169 общественными организациями.

Для системного предварительного изучения социально-экономических проблем, требующих законодательного решения, при комитетах Самарской губернской думы образовано 14 общественных комиссий, в работе которых принимают участие специалисты, профессионалы различных отраслей и направлений, а также широкая общественность. В том числе комиссия по работе с общественными ветеранскими организациями, образованная также в 2004 году, что очень важно в канун празднования 60-летия Победы, а также комиссия по работе с национальными общественными организациями, что вызвано необходимостью развития законодательства, регулирующего этнокультурные вопросы в нашей многонациональной области.

Также в прошлом году в Самарской губернской думе начал работу молодежный парламент, основной целью которого является вовлечение молодежи в решение социальных вопросов, ее участие в разработке законов, направленных на решение проблем нового поколения.

Количественный показатель принятых нормативных актов еще не свидетельствует об их качественном уровне. Что делается для более эффективной работы принимаемых законов?

Практически все законы предварительно прорабатывались со специалистами, правоприменителями, общественными организациями. В прошлом году комитетами губернской думы проведена правовая экспертиза и рассмотрено около 200 законопроектов, внесенных впоследствии на заседания губдумы, и около 400 проектов федеральных законов, по которым направлены заключения в Госдуму.

Эффективной формой работы комитетов стали обсуждения наиболее значимых социально-экономических проблем, законопроектов на думских слушаниях и «круглых столах» с привлечением широкой общественности. Положительно себя зарекомендовали выездные заседания комитетов непосредственно в города и районы области, на предприятия и в организации. Качеству законотворческого процесса способствует и деятельность общественных комиссий.

Самарская губернская дума помимо своей главной функции — законодательной — также осуществляет и другую функцию — контрольную. Насколько она важна?

В последнее время мы больше внимания стали уделять именно этой функции, анализу правоприменительной практики, с целью выработки предложений по изменению действующего законодательства. Губернская Дума активно взаимодействует с муниципальными образованиями. Это позволяет наиболее полно учитывать их мнения и предложения при разработке законопроектов и насущных проблем при формировании областного бюджета.

Одной из эффективных форм взаимодействия с депутатами городов и районов является Совет представительных органов муниципальных образований. На его заседаниях рассматриваются вопросы, связанные с совершенствованием законодательства, социально-экономического развития территорий и совместной деятельности.

Решение вопросов стратегического характера возложено на Областное собрание депутатов, в состав которого входят все действующие депутаты Государственной Думы от Самарской области, депутаты губернской думы, представительных органов местного самоуправления.

В прошедшем году вошло в практику ежемесячное проведение дней Самарской губернской думы в муниципальных образованиях области, в рамках которых проходит обсуждение вопросов законотворческой деятельности с депутатами представительных органов, приемы населения по юридическим вопросам, с привлечением специалистов различных ведомств.

Другой аспект этого же вопроса — взаимодействие с правительством Самарской области. Например, положительно зарекомендовала себя работа совместной законотворческой группы. Системно выстроена работа над областным бюджетом. Эту задачу решает постоянно действующая согласительная комиссия. В частности, в 2004 году проведено 22 ее заседания, из которых более трети посвящены внесению изменений в бюджет прошедшего года.

Над чем намерено особенно активно работать Законодательное собрание Самарской области в текущем году?

Ни у кого не вызывает сомнения, что уровень благосостояния населения напрямую зависит от привлечения инвестиций в экономику Самарской области. И нам необходимо вместе искать резервы для их роста. А для этого необходимо законодательно закрепить благоприятные условия для дальнейшего развития малого и среднего бизнеса. Именно об этом говорил президент РФ Владимир Путин на прошедшем не так давно совещании с предпринимателями. Без снятия бюрократических барьеров в регистрации предприятий как малого, так и среднего бизнеса, прав на недвижимое имущество юридических лиц, внесения изменений в налоговое законодательство, снижения процентной ставки при получении кредитов мы вряд ли получим от бизнеса те ожидаемые результаты, которые смогут существенно влиять на эффективное социально-экономическое развитие нашего региона. Аналогичные проблемы существуют и в промышленном производстве.

И здесь, я считаю, необходимо объединить усилия правительства, депутатов, торгово-промышленной платы, Союза работодателей Самарской области по выработке предложений по совершенствованию областного и федерального законодательства. Требуют сегодня серьезного анализа и происходящие процессы банкротства промышленных и сельскохозяйственных предприятий, и как этот процесс влияет на финансовое оздоровление юридических лиц. Хотелось бы отметить, что в результате административной реформы ликвидированы службы, занимающиеся этой проблемой, и это отнюдь не облегчает работы.

Считаю, что к этим проблемам необходимо вернуться и внести соответствующие предложения в правительство РФ и Государственную думу.

Текущий год — последний, когда муниципалитеты могут подготовиться к работе в новых условиях в связи с введением в действие с 1 января 2006 года федерального закона «Об основных принципах местного самоуправления». Какие меры были приняты для успешного введения данного закона на территории области?

Самарской губернской думой принято 65 законов по установлению границ муниципальных образований и наделению соответствующим статусом городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений. Сегодня, в преддверии работы над бюджетом 2006 года, ключевой проблемой, на мой взгляд, является формирование оптимальных межбюджетных отношений с муниципальными образованиями. Считаю, что в консолидированном бюджете Самарской области доля муниципальных бюджетов для реализации новых полномочий должна значительно возрасти. Эту работу в рамках постоянно действующей согласительной комиссии необходимо начать уже сейчас.

Какие задачи на 2005 год поставил перед собой региональный парламент?

2005 год вообще для нас начался непросто. Введен в действие целый ряд жизненно важных федеральных законов, которые затрагивают интересы и права всего населения Самарской области. Это, во-первых, федеральный закон N122 о замене льгот денежными компенсациями, жилищный и градостроительный кодексы РФ. Внесены также изменения в земельный и налоговый кодексы, реализация которых требует на уровне субъектов РФ принятия большого количества законов и подзаконных актов. И мы, депутаты Самарской губернской думы, надеемся на дальнейшее тесное взаимодействие в этой работе с исполнительными органами власти, общественностью.

Интерфакс

*