Премьера рубрики:

       Homo TELEVIZIUS

       Кто кого заказал: мы — такое телевидение или оно — нас? Они все делают «на потребу» нам, или они фабрикуют наши потребности? Новая рубрика Homo televisius — это попытка встать между двумя реальностями: виртуальной и настоящей и увидеть и там, и здесь настоящее. В состав экспертов рубрики уже сегодня согласились войти ведущие российские психологи, писатели, публицисты, философы, культурологи.

Зачем телезвезды уродуют сами себя?

       Для того чтобы завязать с нами контакт, зацепиться за наше мерцающее, глубоко опущенное сознание, ЗВЕЗДАМ приходится сильно опускаться. Как шахтеры, они опускаются все ниже и глубже, у них выхода иного нет — такая работа. Они добывают особую породу угля, топливо по имени «рейтинг», ломая, пробуривая при этом собственную свою человеческую породу. Они уродуют себя для того, чтобы нам, уродам, нравиться.

       Вот, к примеру, Лолита, вы видели? Втайне от нас она, как выяснилось недавно, вовсе даже неплохо исполняет джазовые композиции. На «дуэли» (телеканал НТВ, ведущий — Владимир Соловьев) этим своим неожиданным исполнением она поразила даже своего «врага», известного певца и композитора русского шансона Александра Новикова.

       Чего только не сделаешь, в чем только не признаешься под «дулом пистолета»! Лолита сказала еще о том, что хорошо знакома с системами Станиславского, Михаила Чехова. Журналист из зала изумился вслух: был он на одном из ее концертов и чувствовал себя там крайне униженным — со сцены в зал выливались просто ушаты агрессивной пошлости. А тут вдруг выясняется, что творил все это тонкий, умный, интеллигентный, как видно теперь, человек.

       Почему образ, который она создает на сцене, на телевидении прямо противоположен этой сути? Зачем? Для чего?

       Риторические это все были вопросы. Всем же ясно: это не она такая, а мы все. Это мы ей диктуем такую эстетику, такой образ. Мы, как сон разума, рождаем рейтинги — чудовища. Рейтинги, как удавы, гипнотизируют, перед ними «звезды» — кролики…

      

       Ирина ПЕТРОВСКАЯ, телеобозреватель газеты «Известия»<:

       — Эти ребята, руководители нашего телевещания, они все тоже хорошо образованы, воспитаны. Они все говорят о том, что «для себя лично мы бы делали совсем другое телевидение. Но мы обязаны работать на массы, идти на поводу у этих масс».

       — Ирина, а не миф это вот всеобщее оправдание — рейтинг?

       — Миф, конечно. Вся эта техника, датчики, которые фиксируют переключения каналов электронным путем, — метод, который более или менее точен. Есть еще метод опросов — на Первом канале такая служба: в двух огромных комнатах сидят операторы и по компьютерной выборке звонят людям и спрашивают, какой канал телевидения у них в данный момент включен. Такой вариант, естественно, не показатель. Практически не учитывается Россия, основные выкладки идут по Москве.

       — У меня может быть включен телевизор, пока я говорю по телефону. Я часто вообще забываю на многие часы о том, что он включен. А рейтинг тем временем составляется.

       — Конечно. Рейтинг — это же только количественная характеристика, не более того. В него входят одновременно и те люди, которые смотрят и получают сердечный приступ от ненависти, и те, кто получает удовольствие. Количество в чистом виде — это только количество. Особенно если еще иметь в виду ситуацию отсутствия выбора, когда по одному каналу — «Аншлаг», по другому — Петросян и так далее, я имею в виду этот чудовищный юмор и эти «фабрики звезд»… Это так называемое контрпрограммирование, когда специально продукт одного и того же жанра и характера ставят в одно время разные каналы. У телезрителя просто нет выхода, везде примерно одно и то же, а у него все равно включен телевизор.

Значит, идет автоматический рейтинг. Получается такой замкнутый круг: мы не можем показать ничего более пристойного и ничего более умного, потому что смотрят вот это. А смотрят вот это, потому что мы ничего другого не показываем. И чем больше показываем то, что якобы дает рейтинг, тем больше рейтинг наполняется содержанием, потому что, если человек ничего иного в своей жизни не видел, он будет считать это — юмором, это — искусством, это — политикой, это — реальностью… А это — имитация юмора, имитация политики, искусства. Имитация жизни…

      

       Феликс КОМАРОВ, учредитель «Русской всемирной галереи» в США:

       — У меня есть счастливое качество, я могу смотреть телевизор и не видеть его. Там какой-то общий хор в последнее время, а я в хоре не пел никогда. Если телевидение вдруг вообще перестало бы существовать, то какое оно есть сегодня, я бы лично даже этого не заметил. К сожалению. Может быть, мы заслуживаем то телевидение, какое у нас есть, скажу так, перефразируя известное изречение. Мы же включаем телевизор.

       Может быть, перестать включать? Прекратится поток рекламы, много чего прекратится. Вещатели будут вынуждены что-то менять. Может быть, это надо сделать: всем выключить телевизоры? И тогда, когда мы их включим, там будет другое…

       — Мысль революционная. Но только вот ведь есть другое на канале «Культура», и рейтинг у него небольшой. Если, конечно, верить рейтингам…

       — Я уверен, что здоровых сил в стране гораздо больше, чем нам преподносят, сопротивляемость плохому у нас высокая. Все эти инфекции в конце концов будут побеждены силами организма.

      

       Александр АСМОЛОВ, профессор, заведующий кафедрой психологии личности МГУ:

       — Александр Григорьевич, помните булгаковское выражение — «Антракт негодяев»? Такое ощущение, как будто это специально кому-то нужно — разламывать духовный иммунитет людей, держать их в таком свободно плавающем внимании, создавать культы тех, кто «Мурку» сбацать может». Может быть, это специально так для нас держат зеркала? Так проще повести за дудочкой?

       — Культура умирает там, где появляется страна сделанных голов. И культура начинает задыхаться там, где она перестает рефлектировать и иронично относиться к самой себе. Культура умирает там, где вместо возможности разных дорог мышления начинается единомыслие, которое правильнее было бы назвать одномыслием, безмыслием. Какой вклад в этом плане делают телевидение, СМИ?

       Иногда говорят, что это зеркало нашей реальности. Нет ничего более наивного. И СМИ, и телевидение выступают сегодня как могучий конструктор реальности, телевидение творит наши с вами миры, телевидение — это наши с вами демиурги. Поэтому сегодня, как никогда, надо понять, когда, в какие моменты телевидение выступает как источник агрессии, как носитель деструктивных настроений; в каких случаях оно становится уникальным средством манипуляций и создает культуру ненависти.

       Это большая и серьезная дорога. В рамках программы по толерантности специально выделена линия, которая называется «интернет и агрессия». На конференции по этой теме, которая только что состоялась, было, в частности, сказано о том, что в США сегодня около полутора тысяч «сайтов ненависти», во всей Европе — немногим более тысячи, в России — около тысячи… Замените слово «сайт» словом «телепередача» — полагаю, картинка будет не менее удручающей…

      

       Года три назад я в одной из своих публикаций говорила о том, что наступает время перевернутых прописных истин: лежачего бьют, чужие письма читать хорошо, судите громче да не судимы будете. У меня такое ощущение сегодня, что «шахта» стала глубже, что уже даже в этих перевернутых истинах рейтинга сегодня не добыть, что-то нужно побезобразнее, более шокирующее сделать «звездам», чтоб запомниться. Лежачего кастрировать. Личный дневник какой-нибудь романтичной школьницы обсудить на шоу с участием автора, ее родителей, соседей, учителей. «Судье» Дмитрию Нагиеву дать право смертных приговоров… И разве не так все происходит? Ну не физически, конечно, а по сути?

       …Лолиту вызвал на «дуэль» Александр Новиков. Не только ей он «все сказал»; как уже всем, наверное, известно, написал он еще открытое письмо президенту Путину о том, что телевидение сегодня захватили «воинствующие педерасты», «борделеобразные примадонны» ну и так далее.

       Тут дело даже не в лексике дуэлянта, которая ничем не лучше сути того, против чего он так «чисто конкретно» выступает. Гораздо интереснее, что жалуется на телевидение он президенту, как будто президент не там же, на ТВ-экране, «вырос» буквально у нас на глазах…

       Как будто президент «живет» совсем в другом телевизоре.

      

       Ведущая — Галина МУРСАЛИЕВА, обозреватель «Новой»

      

№ 10

12 февраля 2004 г

«НОВАЯ ГАЗЕТА»

*