Как стало известно «Ведомостям», самарское предприятие МАП-140 в последний момент стало участником тендера на поставку пяти самолетов для авиакомпании UTair. Появление российской компании среди иностранных участников тендера повышает шансы на победу самолетов Ан-140, которые предлагает и другой участник тендера — украинское ХГАПП. Однако некоторые эксперты полагают, что принятие заявки от самарцев — политический шаг руководства UTair, а победитель предопределен и им станет поставщик французских самолетов ATR-42.

В тендере Utair принимают участие канадская компания Bombardier (самолет DASH-8) , французская ATR (ATR-42) , ирландская лизинговая компания Magellan (ATR-42) , Харьковское государственное авиационно-производственное предприятие (ХГАПП) (Ан-140) и СП «Международный авиационный проект — 140» (МАП-140) (Ан-140).

МАП-140 — управляющая компания, зарегистрирована летом 2003 г. для строительства Ан-140 на Самарском авиазаводе с участием ХГАПП. Учредители, владеющие по 50% акций предприятия, — «ИнтерАМИ» ( «дочка» ХГАПП) и «Авиакор-Авиационный завод». Первый собранный самолет Ан-140 проходит сейчас летные испытания и в марте должен быть передан в эксплуатацию авиакомпании «Самара».

Парк техники авиакомпании UTair (прежде «Тюменьавиатранс») насчитывает 117 самолетов и 184 вертолета. По итогам 2003 г. оборот компании составил около $200 млн, чистая прибыль — около $2,5 млн. По итогам 2003 г. авиакомпания перевезла 1 538 000 пассажиров. По данным Государственной службы гражданской авиации (ГСГА) по результатам 2002 г. компания занимала 4-е место по числу перевезенных пассажиров.

Как сообщил начальник службы по связям с общественностью авиакомпании UTair Игорь Блинов, итоги тендера на поставку или лизинг пяти гражданских турбовинтовых самолетов на 35 — 60 мест должны быть объявлены 25 февраля 2004 г. По словам Блинова, участники тендера были отобраны на основе технических требований к предлагаемым самолетам в декабре 2003 г. , а конверты с финансовыми предложениями претендентов были вскрыты 30 января 2004 г.

Блинов рассказал, что ко второму этапу тендера, на котором будут сравниваться качественно-ценовые показатели заявленных самолетов, были допущены пять компаний. По его словам, самолет Ан-140 предлагают два юрлица — украинское ХГАПП и СП «МАП-140». Как объяснил начальник по связям с общественностью ХГАПП Сергей Арасланов, двойная заявка на участие в тендере Ан-140 объясняется тем, что на момент объявления тендера в августе 2003 г. СП «МАП-140» еще не было зарегистрировано. Он сообщил, что украинская компания и СП с украинским участием действуют согласованно.

«Срок поставки самолетов — около полугода с момента подведения итогов тендера», — рассказал Блинов.

По словам исполнительного директора МАП-140 Игоря Попова, сейчас UTair выбирает между иностранным секонд-хэндом и новым российским самолетом. Попов сообщил, что Ан-140 самарской сборки предлагается по цене $8,5 млн. Блинов сказал, что возраст самолетов, предлагаемых иностранными победителями тендера, — от трех до пяти лет, а их цена пока не раскрывается. «Импортный самолет даже с учетом таможенных пошлин (которые составляют сейчас около 40% от стоимости самолета) может быть дешевле отечественного», — утверждает он. Блинов отметил, что самолеты будут взяты в лизинг. «Не исключено, что в финансировании будет участвовать компания «ЮТэйр-Лизинг», — рассказал он.

Попов также подтвердил, что в случае победы в тендере МАП-140 будет поставлять самолеты по лизинговым схемам, предложенным UTair.

Александр Рубцов, гендиректор лизинговой компании «Ильюшин-Финанс», считает, что у МАП-140 есть шансы выиграть тендер, в том числе и по соотношению «цена — качество». По его мнению, российско-украинский самолет имеет лучшие по сравнению с западной техникой показатели соотношения «цена — качество». «Цена нового западного регионального самолета — около $16 млн, — говорит он, — и я сомневаюсь, что трех-четырехлетние подержанные самолеты будут стоить меньше $8,5 млн». По его словам, возраст самолета удорожает и запчасти для него. Рубцов отметил, что победителю тендера необходимо будет обеспечить техническую поддержку самолетов в регионах, где будет работать UTair. С ним согласна и аналитик ОФГ Елена Сахнова. «Российской компании обеспечить техническую поддержку [самолетов] будет проще [чем иностранцам]», — считает она.

В UTair и в МАП-140 прогнозировать итоги тендера отказались. Но, как полагает один из топ-менеджеров МАП-140, шансы его компании выиграть тендер минимальны. «Участие российской компании — это всего лишь политический шаг руководства UTair, — считает источник. — По результатам тендера должна победить одна из компаний, поставляющих самолет ATR».

Источник, знакомый с деталями проведения тендера, также невысоко оценивает шансы самолета российской сборки. «Ан-140 только начинают собирать в России, и UTair вряд ли возьмет непроверенный самолет, — говорит он, — в начале производства самолета всегда возможен ряд недоработок».

АН-140 СТРОИЛИ ШЕСТЬ ЛЕТ: Сборка самолета Ан-140 на Самарском авиационном заводе началась в 1998 г. по инициативе бывшего арбитражного управляющего «Авиакора» Льва Хасиса. Проект был оценен в $69 млн. В 1999 г. активы завода были выкуплены компанией Олега Дерипаски «Сибирский алюминий», которая вложила в проект сборки Ан-140 в общей сложности около $25 млн. Областная администрация выделила на сборку Ан-140 кредитов на сумму около $20 млн. Сейчас проект финансируется совместными усилиями ОАО «Авиакор-Авиационный завод» и ХГАПП, которое в конце 2002 г. инициировало создание совместного предприятия.

Глеб Столяров

Ведомости — Поволжье

12 февраля 2004

Ведомости — Поволжье