На телеканале Style большой популярностью пользуется программа «Look for less», в которой очаровательная ведущая Элизабет Хассельбек помогает тем, кому одежда из бутиков не по карману, выглядеть в соответствии с модными тенденциями этого сезона. Поверьте, если вы не работаете в магазине одежды, вы не сможете отличить оригинал с громкими именем от того наряда, который подбирают девушкам Элизабет и ее проворные помощники.

Я решила последовать их примеру и, отправившись по магазинам с открытыми глазами и без предубеждений, попыталась найти «истину где-то рядом» — между полками с дорогой и повседневной одеждой. В процессе долгих поисков мне удалось сформулировать «правила экономной модницы», которыми я охотно с вами поделюсь.

1. Цена одежды не всегда соответствует ее качеству. На проходившей в июне 2004 г. церемонии вручения театральной премии США Tony Award, Сара Джессика Паркер чуть было не лишилась платья во время зажигательного танца с Хью Джекманом — творение Valentino, расстегнувшись, начало сползать, а украшения на корсете, пришитые на «живую нитку», рассыпались по сцене. Конечно, такое платье не предназначено для исполнения ламбады, скорее — для неторопливого прохаживание с коктейлем в руках, но испортить именную вещь не сложнее, чем изделия ширпотреба, зато куда обиднее. К сожалению, бОльшая часть вечерних нарядов шьется с расчетом на однократное, максимум двукратное использование, так что будьте готовы к тому, что такое платье нельзя будет почистить или подштопать. Если ваш бюджет с легкостью выдерживает покупку одноразовых вещей за пятизначные (в рублях) суммы — дальше можете не читать.

Потому, что я открою вам неприятный секрет — изделия с громкими именами шьются в Китае, Малайзии, Индонезии, Доминиканской республике и других странах третьего мира. Да и в России они тоже шьются. На тех же самых фабриках, на которых шьются обновки тети Зины из соседнего подъезда, купленные на вещевой ярмарке. Погодите возмущаться — партия с лейблом модного дома будет кроиться по другим лекалам, намного более точным и выверенным, и контроль качества будет осуществляться намного строже. Однако руки китайских мастеров останутся теми же. А потом эти руки скопируют фирменные лекала, и затопят рынки и дешевые магазины лавиной «серых» сен-лоранов и виттонов, радуя тетю Зину и огорчая логоманов. И не только логоманов — летом 2003 г. Жан-Поль Готье (Jean-Paul Gaultier), нагрянувший с инспекцией в свой парижский бутик (у станции метро Palais-Royal), с удивлением обнаружил на полках поддельный товар. Скандал замяли, подделки изъяли, но покупатели — возможно, даже мы с вами — оказались обмануты.

Можно по-разному относиться к синтетике, но дизайнерская одежда часто шьется из того же полиэстера или рэйона. Современные синтетические материалы, в отличие от их предшественников, не превратят вас в ходячую мини-электростанцию, но и не станут полноценной заменой шелку, хлопку и шерсти. Конечно, не всегда можно подобрать альтернативную вещь из натуральных волокон, но набрести на что-то подходящее из смесовых тканей вполне реально. Например, хлопок с добавлением рэйона или спандекса носится не хуже чистого хлопка, но при этом меньше сминается и лучше гладится. В большинстве случаев можно смело опираться на следующее правило — поскольку одежда все равно носится ярлычком внутрь, а натуральные ткани выглядят дороже синтетических, брать надо то, что телу приятнее. Из того, что к лицу, разумеется.

На обуви экономить нельзя, с этой аксиомой согласится даже дядя Скрудж. Несмотря на это, восемь из десяти женщин продолжают носить неудобную или тесную обувь. Времена «двух пар в руки» прошли, а мы продолжаем относиться к обуви так, как будто каждая пара — последняя в жизни, и покупаем очередную «красотищу» — высокие каблуки, узкие носы, тонкие ремешки и подошвы. Тем самым мы приобретаем варикозные вены и выпирающие косточки за свои же деньги. Мне почему-то кажется, что Manolo Blahnik ни разу в жизни не носил босоножки на каблуках, иначе он давно бы начал делать дизайн обуви для Antistress. Пришло время перенять западный обычай носить модельные туфли только на специальные мероприятия, а на работу ходить в скромной, но комфортной обуви. Заведите себе недорогие и удобные туфли на каждый день и босоножки Hush Puppies, ECCO или Aerosoles, и поверьте, вы сэкономите не только деньги.

2. Дизайн не является уникальным. Например, известный дизайн часов Gucci — черный циферблат без стрелок — повторяется в коллекциях других фирм, от фешенебельных Movado (коллекция «Classic Museum», $400) до доступных по цене Nine West («Nine West Watch for Her», $29.99). Другой сюрприз — в мире существует много часов, не столь престижных, но не худшего качества. Поклонники классики оценят строгую элегантность часов Skagen ($100), сторонники активного образа жизни — разнообразие коллекций Fossil ($55-100), молодым людям придутся по вкусу яркие изделия Guess и Tommy Hilfiger ($50-95). Ограниченная известность марки (не сравнить с Omega или Swatch) сделает ваш выбор оригинальным, а возможно, вы даже станете родоначальником нового направления моды.

Дорогие сумки, о необходимости которых так долго говорили перфекционисты, тоже не являются неповторимыми. Если ваше сердце замирает при виде переплетения LV, ознакомьтесь с изделиями Dooney&Bourke — дизайн похож, вензель тоже присутствует, сумки стоят от 100 до 270 долларов, и не менее любимы модной публикой. Если вы предпочитаете дорогие сумки только потому, что они дорогие, задумайтесь — есть ли смысл выкладывать за нейлоновые Prada или b 300-500 долларов. Безусловно, престиж дороже денег, но ту же сумму можно потратить на сумку из хорошей кожи от Kate Spade или Cole Haan, Furla или Swatch. Правила те же, что и с одеждой — не все окружающие могут опознать престижное изделие, а кожа выглядит лучше и дороже синтетики.

3. Не платите лишнего. Этот секрет раскрылся случайно, когда я в очередной раз складывала безнадежно вышедшую из моды одежду для отправки в Армию Спасения. О, сколько нам открытий чудных готовят такие коробки, пакуемые в каждом доме. Вот это платьице… как сильно оно меня радовало! И как недолго. Стоп! Самое время задуматься — а не слишком ли много таких «скоропортящихся» вещичек в нашей жизни. Именно тогда, над своими коробками с прошлыми радостями, я дала себе клятву — не покупать лишней одежды, какой бы перспективной она ни выглядела. Это правило не годится для тех людей, которые полностью меняют свой гардероб от сезона к сезону, не заботясь о размере счетов. Те, кто готов превратить свой дом в склад едва ношеных вещей ради сомнительного удовольствия числится обладателем винтажной коллекции лет тридцать спустя, тоже могут пропустить этот раздел.

Как говорил Оскар Уайлд, «мода — это столь невыносимая форма уродства, что мы вынуждены менять ее каждые полгода». Поэтому я не набираю много дорогих, остромодных вещей — в следующем сезоне они мне не пригодятся, а носить их так часто, чтобы они себя окупили, мне не позволит любовь к разнообразию. Для того, чтобы выглядеть модно, достаточно одной-двух пар низковырезанных джинсов, или платьев в цветочек, или камисолек на сезон — все равно их можно носить только во внерабочее время. Если вам повезло, и ваше начальство не знакомо с понятием «дресс-код», вы сможете надевать свою модную одежду гораздо чаще, но и тогда не забывайте, что по прошествии моды эти кипы одежды придется куда-то девать.

Я не покупаю дорогие вечерние платья — не так уж часто они нужны. В ночные клубы и рестораны надевать формальное платье не обязательно, а на вручение «Оскара» и Венский бал меня приглашают не каждый год. Зато повседневную одежду надо покупать максимально качественной — это тот костюм (юбка, брюки, свитер), в котором проходит почти треть жизни (целый рабочий день). Вечернее платье легко можно заменить платьем подружки невесты (они стоят недорого, и вы сможете их менять так часто, чтобы вас не начали узнавать «по платью») или чем-нибудь экстравагантным и недорогим от молодых дизайнеров. По окончании модного сезона у вас будет полностью окупившая себя повседневная одежда, часть которой останется с вами, и вечерний наряд, который не жалко выбросить.

Конечно, таких покупателей, как я, продавцы не любят. Но в первую очередь мы должны заботиться не об их процентах и премиях с продаж, а о себе, о своей индивидуальности и своем стиле. Скопировав обложку с модного журнала и потратив на это много денег, мы не станем модными — мы всего лишь будем походить на обложку модного журнала. Одна известная француженка сказала — Style est la femme meme (стиль — это сама женщина). Свой собственный стиль нужно создавать по своим собственным правилам и для себя, поэтому носите то, что вам нравится, и поменьше думайте о том, какое имя вышито на невидимом миру ярлыке.

Ирина Доу

Sarafan.ru

*