«Литвиновской дорожкой» до сих пор называют старожилы Кировского района путь, по которому ходят на завод «Прогресс» его работники. А между тем есть в Самаре и настоящая улица Литвинова. Она названа так в честь выдающегося руководителя авиационной промышленности, бывшего директора завода №1, нынешнего завода «Прогресс», дважды Героя Социалистического Труда, лауреата Государственных премий Виктора Яковлевича Литвинова.

Виктор Литвинов – настоящий руководитель-самородок советского времени. Он родился в 1910 году в Таганроге в семье слесаря железнодорожного депо. После школы поступил в Таганрогский индустриальный техникум. Способного паренька заметили и направили после учебы в Москву на известный Государственный авиационный завод №1, бывший «Дукс» — колыбель отечественного авиастроения. В разное время здесь выпускались «Фарманы», «Ньюпоры», истребители «Чайка», а позже знаменитые «МиГи».

Литвинов быстро прошел путь от рядового техника-конструктора до заместителя главного инженера завода. Избирался секретарем комсомольской организации цеха, был членом комитета ВЛКСМ завода. Он стал одним из ведущих авторов нового принципа самолетостроения, в основе которого лежала параллельная разработка конструкции новых машин, выпуск чертежей на них и подготовка сборочного производства. Так создавались известные истребители «МиГ». Уже в предвоенном 1940 году было выпущено свыше ста этих стремительных, маневренных, хорошо вооруженных машин. За их освоение завод был награжден орденом Ленина, а Виктор Литвинов стал кавалером ордена Трудового Красного Знамени.

Когда началась война, завод №1 в Москве стал главной целью немецких бомбардировщиков. Было принято решение эвакуировать предприятие в Куйбышев. Переезд начался в конце октября, а уже в декабре 1941 года на новой площадке, в недостроенных цехах завод выпустил первые 28 истребителей «МиГ». Потом он собирал до 20 этих машин в сутки. Виктор Литвинов к тому времени был главным инженером завода, а в 1944 году его назначили директором предприятия. В сентябре 1945 года за выдающиеся заслуги в деле организации авиационного производства он был удостоен звания Героя Социалистического Труда. А за внедрение поточного метода сборки самолетов ему была присуждена Государственная премия.

Будучи в течение 20 лет директором крупнейшего в стране авиазавода, Литвинов оставался простым, доступным человеком. Часто бывал в цехах своего предприятия. Многих рабочих он знал в лицо, здоровался с ними за руку, заходил в курилки и подолгу беседовал с производственниками. Он был очень уважаемым и авторитетным руководителем, к мнению которого прислушивались руководители области.

После войны завод взялся за выпуск мирной продукции. Наряду с боевыми машинами предприятие наращивало производство различной народнохозяйственной техники. За освоение гражданской продукции директор Литвинов был награжден второй золотой медалью «Серп и Молот». В 1962 году как выдающегося организатора его назначили председателем Куйбышевского совнархоза, а потом заместителем председателя Средне-Волжского совнархоза.

В 1965 года Литвинов получил новое назначение. Он стал заместителем министра общего машиностроения СССР. Но и в этой должности он оставался верным другом Самары, часто приезжал на свой завод. В 1981 году в Таганроге был торжественно открыт бюст дважды Героя Социалистического Труда В.Я.Литвинова. К тому времени Виктор Яковлевич был кавалером четырех орденов Ленина, двух орденов Трудового Красного Знамени и множества других почетных наград. А через год его не стало. Именем Литвинова в 1984 году была названа бывшая Электрифицированная улица. Виктора Яковлевича до сих пор хорошо помнят и почитают в Самаре.

___________________________________________________________________

Смотреть еще материалы по теме:

Литвинов Виктор Яковлевич.

Электронная интернет-энциклопедия «Самара-городок»

__________________________________________________________________