Как отметил Петр Григоров, транспортный комплекс Самары в 2003 году работал стабильно, уверенно, и самое главное, удалось сохранить весь транспорт, обеспечивающий перевозку льготных пассажиров, как по городу, так и на дачных маршрутах. В сравнении с другими крупными городами, где многие муниципалитеты уже не в состоянии содержать социально важный транспорт и его количество резко сокращается, Самара выглядит на голову выше.

В то же время ряд пассажирских транспортных предприятий города стоит перед лицом серьезных проблем. Финансовое состояние отрасли по-прежнему остается сложным. Дефицит средств на эксплуатацию муниципального транспорта в 2003 году составил свыше 300 миллионов рублей. Причиной является неполное возмещение выпадающих доходов от предоставления льгот по федеральным законам. 55 процентов пассажиров пользуются правом на бесплатный проезд. К критическому состоянию пассажирского комплекса приводит значительный рост цен на энергоносители, ГСМ, запчасти.

В течение всего прошедшего года, несмотря на то, что цены на топливо и энергоресурсы выросли в среднем на 43 процента, стоимость проезда по городу была сохранена в размере 5 рублей.

С 15 января 2004 года в соответствии с решением городских властей проезд в автобусах, трамваях, троллейбусах и метро в Самаре за одну поездку составит 6 рублей. Повышение тарифов на 20 процентов не покроет всех расходов. Так, себестоимость проезда на наземном электротранспорте сегодня составляет около 8 рублей, а в метро — превышает 15 рублей.

Глава Самары Георгий Лиманский подписал постановление о продлении на 2004 год права бесплатного проезда пенсионерам на городском пассажирском транспорте. Это сделано в целях усиления социальной поддержки и социальных гарантий населения Самары. Постановлением дано право бесплатного проезда более 100 тысячам пенсионеров, которые не входят в категорию ветеранов. Эти огромные средства будут компенсированы за счет бюджета города.

В условиях значительного недофинансирования городского пассажирского транспорта, роста цен на энергоносители муниципальные предприятия работают в режиме острого дефицита материальных ресурсов. Глава города поставил задачу изыскивать средства за счет внутренних резервов. Намечен ряд мер по оптимизации расходов транспортного комплекса. В частности, начата реорганизация муниципальных автотранспортных предприятий путем их слияния. При этом будет полностью сохранена занятость работников АТП.

Администрация Самары приняла участие в реализации проекта «Городской общественный транспорт». Он включает закупку подвижного состава, восстановительный ремонт транспорта, приобретение оборудования, подготовку кадров. Трамвайно-троллейбусное управление одним из первых в России приступило к капитальному ремонту подвижного состава. За последние три года транспортники вернули в строй свыше 300 автобусов, 200 трамваев и троллейбусов. Срок их эксплуатации был продлен на 7-8 лет.

В областном центре реализуется целевая программа «Развитие и модернизация пассажирского транспорта города Самары на 2003-2007 годы». В городе появились новые комфортабельные трамваи «Спектр», изготовленные в Екатеринбурге. Было приобретено 22 новых автобуса «ЛиАЗ». В начале ноября на маршруты вышли первые троллейбусы совместного производства транспортников Самары и Уфы. Сотрудничество с уфимским заводом по изготовлению троллейбусов в самарском депо будет продолжено. А на базе АТП-2 планируется сборка автобусов из комплектующих минского автозавода.

В Самаре работает около двух тысяч автобусов в режиме «маршрутное такси». Коммерческие перевозки сегодня достигают 18 процентов от общего объема. Как сказал Петр Григоров, администрация города призвала частных перевозчиков воздержаться от повышения платы за проезд. Рынок транспортных услуг активно развивается, и те, кто в условиях конкуренции живут одним днем, проиграют. Начиная с этого года «маршрутные такси» будут переходить на автобусы большей вместимости. Муниципалитет поддержит тех, кто будет работать по городскому тарифу на условиях безопасности перевозок населения, соблюдения графика и временного расписания.

Сегодня пропускная способность на многих улицах Самары подошла к критической отметке. В некоторых городах стали отказываться от трамваев, считая, что этот транспорт из-за повышенных шумов неперспективен. Вместо трамвая появляются микроавтобусы или такси, усугубляя экологическую обстановку и создавая заторы на дорогах. Однако в Москве, Ростове-на-Дону, Санкт-Петербурге уже поняли эту ошибку.

Самара не собирается отказываться от наземного электротранспорта. Сегодня проблемой снижения шумов занимаются умельцы в самарском депо под руководством начальника ТТУ Владимира Водолазова. Этим летом планируется оборудовать бесшумный участок трамвайного пути по улице Фрунзе. Рельсы здесь будут уложены в резиновые подушки.

Петр Григоров отметил, что благодаря самоотверженной работе коллективов транспортники города в будущее смотрят с оптимизмом.

*