&nbsp&nbsp&nbspЧерез три года ленты российского производства полностью вытеснят из кинотеатрального и телевизионного проката американские фильмы «второго эшелона».

Как стало известно RBC daily, на фестивале «Лики любви», который пройдет в марте, компания-дистрибьютор «Ист-Вест» представит фильм «Не все кошки серы…» собственного производства. Таким образом, «Ист-Вест» станет еще одним прокатчиком, который переориентируется на выпуск отечественных фильмов. В скором времени, по данным RBC daily, к «Ист-Вест» также присоединятся компании «Каро» и «Парадиз». Как считают эксперты, подобная ситуация свидетельствует о том, что российский кинорынок стабилизировался и через несколько лет соотношение лент российского и зарубежного производства изменится в пользу первых. По мнению участников рынка, уже через три года отечественные ленты вытеснят из кинотеатров и с каналов телевидения американские фильмы класса B (фильмы «второго эшелона»).

На сегодняшний день самыми заметными участниками российского кинорынка, занимающимися одновременно прокатом и производством фильмов, считаются компании «Роскино» и «Централ Партнершип». Первая известна поддержкой фильмов, производящихся под эгидой Министерства культуры РФ, таких как «Благословите женщину» Станислава Говорухина и «Бедный, бедный Павел» Виталия Мельникова. Вторая занималась поддержкой и прокатом проектов «Антикиллер» и «Даже не думай!». Теперь к ним присоединится и «Ист-Вест», также занимающийся дистрибьюторской деятельностью. Как рассказали RBC daily в компании, их проект «Не все кошки серы…» был снят при 50%-ной поддержке «Роскино». В нем заняты английские и кипрские актеры, а съемки проводились на Кипре, в Англии и в России.

Конечно, пока это только начало. Для сравнения, в «Централ Партнершип» на этот год запланирован запуск 18 проектов. Однако уже сам факт появления еще одного игрока на ниве производства фильмов для российского зрителя говорит о том, что участники рынка оценили привлекательность этого сегмента. «Мы уверены, что в ближайшие годы российское кино будет востребовано зрителем и займет несравненно более серьезную позицию в репертуарных планах кинотеатров, – сказал RBC daily исполнительный директор «Ист-Вест» Валерий Шорунов. – А их число стремительно растет. Не вижу противоречия в стремлении прокатных компаний заняться производством». Действительно, по прогнозам чиновников из Министерства культуры, через три года ситуация на кинорынке кардинально изменится. По их мнению, например, российским фильмам будет гораздо легче попасть на экраны, и помогут им в первую очередь компании, имеющие финансовые возможности для выпуска российских лент. Прежде всего ими станут сегодняшние дистрибьюторы. Да и российские зрители подустали от зарубежных фильмов и все чаще обращают внимание на отечественные. По словам одного из собеседников RBC daily, «зритель хочет видеть кино о себе».

Есть и более прозаическая причина: дело в том, что именно компании, занимающиеся прокатом, имеют представление о зрительских вкусах и могут предложить такой проект, который будет не только интересным, но и коммерчески успешным. «Очевидно, что прокатчики имеют реальное представление о кассовых сборах того или иного фильма и могут оценить риски при создании собственных проектов, – сказал RBC daily координатор проката компании «Централ Партнершип» Андрей Радько. – Прокатчики лучше, чем кто-либо, знают структуру кинорынка и представляют, какие жанры и актеры наиболее востребованы». Так, например, по словам г-на Радько, сейчас российские зрители с большой охотой смотрят помимо блокбастеров вроде «Властелина Колец» молодежные комедии, мистические триллеры, экранизации известных произведений и сиквелы известных лент. Кроме того, именно прокатчики обеспечивают сейчас заполнение телевизионных сеток. «При том объеме российской продукции, который хотят получать каналы, самостоятельно они могут финансировать три-четыре проекта в год, – сказал RBC daily один из собеседников. – А у прокатчиков есть свой запас. Поэтому, делая какой-либо проект, они уверены, что его купят». Причем, что характерно, делая для телевидения мини-сериал, компании стараются параллельно выпускать и полнометражную его версию. В скором времени поклонники российского жанра фэнтези смогут посмотреть фильм и мини-сериал по книге Сергея Лукьяненко «Ночной дозор», подготовкой которых занимается компания «Базелевс». «Централ Партнершип» готовит второй сезон сериала «Родина ждет» и намерена выпустить его полнометражную версию, а вскоре запустит в производство экранизации «Доктора Живаго» Бориса Пастернака и «Золотого теленка» Ильфа и Петрова.

При этом, по словам собеседников RBC daily, запуск собственных проектов никак не отразится на их сотрудничестве с западными мейджорами, которые, как известно, часто настаивают на том, чтобы доля российской продукции у их отечественных партнеров была минимальной либо вообще отсутствовала. «Мы всегда оставались российскими прокатчиками, работающими на национальном рынке, и его проблемы и возможности знаем не понаслышке, – прокомментировал RBC daily Валерий Шорунов. – Вкладывать деньги в производство отечественного кино – дело по-прежнему рискованное, ведь количество окупивших себя проектов можно сосчитать по пальцам. Но работа в качестве производителя фильмов для нас основана на понимании перспективы отечественного кинорынка».

Действительно, опрошенные RBC daily специалисты охарактеризовали организацию службы кинопроизводства при дистрибьюторских компаниях осторожным вложением денег. Это свидетельствует о том, что российский кинорынок стабилизировался и теперь будет меняться больше в качественном отношении. Для этого надо «всего ничего» – развитая сеть кинопроката. «Все понимают, что на рынке будут доминировать российские фильмы. Это случится, как только в стране выстроится прокатная сеть, – сказал RBC daily режиссер Юрий Мороз. – Уже сейчас производство фильмов – разумное вложение средств, что говорит о стабилизации отечественного кинорынка». По мнению г-на Мороза, в ближайшие несколько лет доля российских фильмов вырастет настолько, что вполне сможет побороться за право показа с американской продукцией. «Это не значит, что мы сможем вытеснить блокбастеры группы A, – прокомментировал Юрий Мороз. – Но уверенно можно говорить о том, что мы потесним из проката и с телевидения группу B».

[email protected]

*